Художественная культура Урала

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании педагогического
совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Художественная культура Урала»
для обучающихся 10-11 классов

г. Екатеринбург

Содержание учебного курса
«Художественная культура Урала»

Своеобразие культуры Урала (особый тип культуры, промыслы, духовные традиции).
Памятники- первобытной культуры на Урале. Мифология коренных народов Урала. Аркаим «осколок» древнейшей цивилизации. Культура Урала XVI-XVIII веков. Христианизация края.
Стефан Пермский. Верхотурье. Особенности композиционного построения городов-заводов.
Зарождение театральной жизни на Урале. Кирша Данилов. Архитектура Урала с XVIII по начало
XX века. Стиль барокко. Стиль классицизм.
Усадьбы Екатеринбурга. Ансамбль Ново-Тихвинского монастыря. Стиль модерн на Урале.
Уральские-промыслы. Каслинское художественное литье, Златоустовская гравюра,
нижнетагильская роспись по металлу, камнерезные изделия. Деятельность ЕГФ. Уральские
промыслы в наши дни. Профессиональное искусство Урала: писатели Д.Н.Мамин-Сибиряк,
П.П.Бажов, художники - А.И.Корзухин, А.К.Денисов-Уральский.
Становление профессионального театра на Урале. Религиозное искусство Урала. Пермская
деревянная скульптура. Невьянская икона. Певческое искусство на Урале. Книги старого Урала.
Многонациональный характер культуры Уральского региона: диалог культур. Экология
культуры. Музеи. УОЛЕ, его значение в изучении края. Творчество Л.В.Туржанского.
В.Л.Метенков- фотолетописец Урала. Скульптурное творчество С.Д.Эрьзи, И.Д.Шадра. Поэзия
В.В.Каменского. Художники Урала: П.И.Субботин-Пермяк, Н.А.Русаков, И.К.Слюсарев.
Стиль конструктивизм в 1920-1930-х гг. в Свердловске. Урал в годы Великой
Отечественной войны. Спасение Эрмитажа. Урал - «опорный край державы». Музыка Урала.
Песни Е. Родыгина. Уральский рок-клуб. Уральская школа кинематографа: анимация,
документальное и художественное кино. Театральная жизнь в конце XX века. Драматургия Н.
Коляды. Художники Урала: М.Ш.Брусиловский, В. Волович, Г. Метелев. Будущее культуры
Уральского региона: новые формы и механизмы.
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Художественная культура Урала»
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
3) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
4) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
5)
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры;
3) освоение художественной культуры Урала во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество народов Урала, классические произведения

Урала, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего региона, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),
декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным
образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах
художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Тематическое планирование предмета
«Художественная культура Урала»
10-х класс
№ урока Тема урока
Введение. Соотношение понятий «культура», «художественная
культура», «региональная культура».

1

Количество
часов
1

Памятники первобытной культуры на Урале.
2

Религиозные верования, синкретизм. Наскальные росписи

1

3

Металлическая скульптура Прикамья.

1

4

Мифология коренных народов Урала. Шигирские идолы.

1

5

Аркаим как памятник культуры эпохи бронзы на Южном Урале

1

Культура Урала ХVI-ХVIIIвеков
6

Колонизация Урала ХVI-ХVIII веков.

1

7

Христианизация края. Стефан Пермский.

1

8

Верхотурье - духовный центр Урала.

1

9

Возникновение городов. Особенности композиционного
построения городов-заводов

1

10

Становление театральной жизни на Урале.

1

11

11
Горнозаводской
Горнозаводской
Урал как особый
Урал как
типособый
культуры.
тип культуры.
Архитектура
Архитектура
Урала в ХVIII
Урала
- начале
в ХVIII
XX
- начале
века. XX века.

111

1 Горнозаводс

Архитектура

12

12
Стиль барокко
Стиль
в архитектуре
барокко в архитектуре
Урала. Храмовое
Урала. строительство.
Храмовое строительство.
112

1 Стиль барок

13

13
КлассицизмКлассицизм
в архитектуре
в архитектуре
Урала. А.Воронихин,
Урала. А.Воронихин,
И.Свиязев И.Свиязев113

1 Классицизм

14

14
Усадебная Усадебная
архитектура
архитектура
Екатеринбурга.
Екатеринбурга.
М.МалаховМ.Малахов

114

1 Усадебная ар

15

15
Ансамбль Ново-Тихвинского
Ансамбль Ново-Тихвинского
женского монастыря
женского монастыря

115

1 Ансамбль Но

16

16
ПамятникиПамятники
стиля модерн
стиля
на Урале
модерн на Урале

116

1 Памятники с

УральскиеУральские
промыслыпромыслы

Уральские п

17

17
КаслинскоеКаслинское
чугунное художественное
чугунное художественное
литье.
литье.

117

1 Каслинское ч

18

18
Златоустовская
Златоустовская
гравюра настали.
гравюра настали.

118

1 Златоустовск

19

19
Нижнетагильские
Нижнетагильские
подносы. Мастера
подносы.
Худояровы.
Мастера Худояровы.

119

1 Нижнетагиль

20

20
Камнерезные
Камнерезные
изделия. изделия.

120

1 Камнерезны

21

21
Керамические
Керамические
изделия и красильный
изделия и красильный
промысел. промысел.

121

1 Керамически

22

22
Сказы Бажова
Сказы
о промыслах
Бажова о промыслах
на Урале. на Урале.

122

1 Сказы Бажов

23

23
Судьба промыслов
Судьба промыслов
в наши дни.в наши дни.

123

1 Судьба пром

Профессиональное
Профессиональное
искусство искусство
на Урале. на Урале.

Профессион

24

24
124
Изобразительное
Изобразительное
искусство на
искусство
Урале в на
XIX
Урале
веке.вТворчество
XIX веке. Творчество
А.Н.Корзухина
А.Н.Корзухина

1 Изобразител
ТворчествоА

25

25
ТворчествоТворчество
А.К.Денисова-Уральского
А.К.Денисова-Уральского

1 Творчество А

26

26
ЛитератураЛитература
Урала XIXУрала
века. Творчество
XIX века. Творчество
Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Д.Н.Мамина-Сибиряка.
126

1 Литература У

27

27
Становление
Становление
профессионального
профессионального
театра на Урале.
театра на Урале.

127

1 Становление

28

28
ТворчествоТворчество
П.П.Бажова.
П.П.Бажова.
«Малахитовая
«Малахитовая
шкатулка».шкатулка».

128

1 Творчество П

29

29
Театральная
Театральная
жизнь Урала
жизнь
в XIX
Урала
веке.в XIX веке.

129

1 Театральная

125

Религиозное
Религиозное
искусство искусство
Урала.
Урала.

Религиозное

30

30
Пермская деревянная
Пермская деревянная
скульптура.скульптура.

130

1 Пермская де

31

31
НевьянскаяНевьянская
школа иконописи.
школа иконописи.

131

1 Невьянская ш

32

32
Певческое Певческое
искусство Урала.
искусство Урала.

132

1 Певческое ис

33

33
Книги старого
Книги
Урала.
старого Урала.

133

1 Книги старог

Экология культуры
Экология культуры

34

Экология ку

Сохранение культурного наследия. Музеи как хранители
памяти.Музеи и нашего города.

11 класс

1

№ урока Тема урока

Количество
часов

На рубеже веков - на рубеже эпох.
1

УОЛЕ и его значение.

1

2

Творчество Л.В.Туржанского.

1

3

В.Л.Метенков - первый фотолетописец Урала.

1

Культура Урала в первые послереволюционные годы.
4

Агитационно-массовое искусство. Творчество В.В.Каменского.

1

5

Скульптурное творчество С.Д.Эрьзи.

1

6

Скульптурное творчество И.Д.Шадра.

1

7

Художники П.И.Субботин-Пермяк и И.А.Камбаров

1

Искусство 1930-х годов и создание мифа о советском Урале.
8

Творчество Н.А.Русакова

1

9

Творчество И.К.Слюсарева.

1

10

Судьба уральского краеведения в 1920-1930гг. Краевед В.П.Бирюко

1

11

Театральная и музыкальная жизнь 1920-1930-х годов. «Поэма об Урале»
М.Фролова.Первая Уральская опера

1

12

Стиль конструктивизм в архитектуре Свердловска.

1

13

Повторно-обобщающий урок «1930-х годов и создание мифа о советском
Урале».

1

Одна на всех Победа.
14

Эрмитаж спасенный.

1

15

Театр Урала в годы Отечественной войны.

1

16

Кино Урала в годы Отечественной войны.

1

17

Архитектура 1940-1950-х гг.

1

18

Повторно-обобщающий урок «Одна на всех победа»

1

«Суровый стиль Урала».
19

Картина Г. Мосина, М.Брусиловского «1918»

1

20

Пейзажи в уральской живописи 1960-1970-х гг.

1

21

Образ современника в живописи 1960-1970-х гг.

1

22

Повторно-обобщающий урок «Суровый стиль Урала»

1

Художественная жизнь Урала 1970-1980-х гг.
23

Искусство книжной иллюстрации В.Воловича

1

24

Феномен уральского кино. Ярополк Лапшин.

1

25

Музыка Урала: Е.Родыгин.

1

26

Музыка Урала: уральский рок-клуб.

1

27

Творчество М.Ш.Брусиловского.

1

28

Творчество Г. Метелева.

1

29

Скульптуры Эрнста Неизвестного.

1

30

Творчество В. А. Кобекина

1

31

Драматургия и театр Н.Коляды.

1

Культура Урала между прошлым и будущим
32

Рынок и культура: проблема переоценки ценностей.

1

33

Новые формы и механизмы организации художественной жизни.

1

34

Екатеринбург как город культуры.

1



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.