МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании педагогического
совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Художественная культура Урала»
для обучающихся 10-11 классов
г. Екатеринбург
Содержание учебного курса
«Художественная культура Урала»
Своеобразие культуры Урала (особый тип культуры, промыслы, духовные традиции).
Памятники- первобытной культуры на Урале. Мифология коренных народов Урала. Аркаим «осколок» древнейшей цивилизации. Культура Урала XVI-XVIII веков. Христианизация края.
Стефан Пермский. Верхотурье. Особенности композиционного построения городов-заводов.
Зарождение театральной жизни на Урале. Кирша Данилов. Архитектура Урала с XVIII по начало
XX века. Стиль барокко. Стиль классицизм.
Усадьбы Екатеринбурга. Ансамбль Ново-Тихвинского монастыря. Стиль модерн на Урале.
Уральские-промыслы. Каслинское художественное литье, Златоустовская гравюра,
нижнетагильская роспись по металлу, камнерезные изделия. Деятельность ЕГФ. Уральские
промыслы в наши дни. Профессиональное искусство Урала: писатели Д.Н.Мамин-Сибиряк,
П.П.Бажов, художники - А.И.Корзухин, А.К.Денисов-Уральский.
Становление профессионального театра на Урале. Религиозное искусство Урала. Пермская
деревянная скульптура. Невьянская икона. Певческое искусство на Урале. Книги старого Урала.
Многонациональный характер культуры Уральского региона: диалог культур. Экология
культуры. Музеи. УОЛЕ, его значение в изучении края. Творчество Л.В.Туржанского.
В.Л.Метенков- фотолетописец Урала. Скульптурное творчество С.Д.Эрьзи, И.Д.Шадра. Поэзия
В.В.Каменского. Художники Урала: П.И.Субботин-Пермяк, Н.А.Русаков, И.К.Слюсарев.
Стиль конструктивизм в 1920-1930-х гг. в Свердловске. Урал в годы Великой
Отечественной войны. Спасение Эрмитажа. Урал - «опорный край державы». Музыка Урала.
Песни Е. Родыгина. Уральский рок-клуб. Уральская школа кинематографа: анимация,
документальное и художественное кино. Театральная жизнь в конце XX века. Драматургия Н.
Коляды. Художники Урала: М.Ш.Брусиловский, В. Волович, Г. Метелев. Будущее культуры
Уральского региона: новые формы и механизмы.
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Художественная культура Урала»
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
3) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
4) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
5)
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры;
3) освоение художественной культуры Урала во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество народов Урала, классические произведения
Урала, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего региона, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),
декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным
образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах
художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Тематическое планирование предмета
«Художественная культура Урала»
10-х класс
№ урока Тема урока
Введение. Соотношение понятий «культура», «художественная
культура», «региональная культура».
1
Количество
часов
1
Памятники первобытной культуры на Урале.
2
Религиозные верования, синкретизм. Наскальные росписи
1
3
Металлическая скульптура Прикамья.
1
4
Мифология коренных народов Урала. Шигирские идолы.
1
5
Аркаим как памятник культуры эпохи бронзы на Южном Урале
1
Культура Урала ХVI-ХVIIIвеков
6
Колонизация Урала ХVI-ХVIII веков.
1
7
Христианизация края. Стефан Пермский.
1
8
Верхотурье - духовный центр Урала.
1
9
Возникновение городов. Особенности композиционного
построения городов-заводов
1
10
Становление театральной жизни на Урале.
1
11
11
Горнозаводской
Горнозаводской
Урал как особый
Урал как
типособый
культуры.
тип культуры.
Архитектура
Архитектура
Урала в ХVIII
Урала
- начале
в ХVIII
XX
- начале
века. XX века.
111
1 Горнозаводс
Архитектура
12
12
Стиль барокко
Стиль
в архитектуре
барокко в архитектуре
Урала. Храмовое
Урала. строительство.
Храмовое строительство.
112
1 Стиль барок
13
13
КлассицизмКлассицизм
в архитектуре
в архитектуре
Урала. А.Воронихин,
Урала. А.Воронихин,
И.Свиязев И.Свиязев113
1 Классицизм
14
14
Усадебная Усадебная
архитектура
архитектура
Екатеринбурга.
Екатеринбурга.
М.МалаховМ.Малахов
114
1 Усадебная ар
15
15
Ансамбль Ново-Тихвинского
Ансамбль Ново-Тихвинского
женского монастыря
женского монастыря
115
1 Ансамбль Но
16
16
ПамятникиПамятники
стиля модерн
стиля
на Урале
модерн на Урале
116
1 Памятники с
УральскиеУральские
промыслыпромыслы
Уральские п
17
17
КаслинскоеКаслинское
чугунное художественное
чугунное художественное
литье.
литье.
117
1 Каслинское ч
18
18
Златоустовская
Златоустовская
гравюра настали.
гравюра настали.
118
1 Златоустовск
19
19
Нижнетагильские
Нижнетагильские
подносы. Мастера
подносы.
Худояровы.
Мастера Худояровы.
119
1 Нижнетагиль
20
20
Камнерезные
Камнерезные
изделия. изделия.
120
1 Камнерезны
21
21
Керамические
Керамические
изделия и красильный
изделия и красильный
промысел. промысел.
121
1 Керамически
22
22
Сказы Бажова
Сказы
о промыслах
Бажова о промыслах
на Урале. на Урале.
122
1 Сказы Бажов
23
23
Судьба промыслов
Судьба промыслов
в наши дни.в наши дни.
123
1 Судьба пром
Профессиональное
Профессиональное
искусство искусство
на Урале. на Урале.
Профессион
24
24
124
Изобразительное
Изобразительное
искусство на
искусство
Урале в на
XIX
Урале
веке.вТворчество
XIX веке. Творчество
А.Н.Корзухина
А.Н.Корзухина
1 Изобразител
ТворчествоА
25
25
ТворчествоТворчество
А.К.Денисова-Уральского
А.К.Денисова-Уральского
1 Творчество А
26
26
ЛитератураЛитература
Урала XIXУрала
века. Творчество
XIX века. Творчество
Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Д.Н.Мамина-Сибиряка.
126
1 Литература У
27
27
Становление
Становление
профессионального
профессионального
театра на Урале.
театра на Урале.
127
1 Становление
28
28
ТворчествоТворчество
П.П.Бажова.
П.П.Бажова.
«Малахитовая
«Малахитовая
шкатулка».шкатулка».
128
1 Творчество П
29
29
Театральная
Театральная
жизнь Урала
жизнь
в XIX
Урала
веке.в XIX веке.
129
1 Театральная
125
Религиозное
Религиозное
искусство искусство
Урала.
Урала.
Религиозное
30
30
Пермская деревянная
Пермская деревянная
скульптура.скульптура.
130
1 Пермская де
31
31
НевьянскаяНевьянская
школа иконописи.
школа иконописи.
131
1 Невьянская ш
32
32
Певческое Певческое
искусство Урала.
искусство Урала.
132
1 Певческое ис
33
33
Книги старого
Книги
Урала.
старого Урала.
133
1 Книги старог
Экология культуры
Экология культуры
34
Экология ку
Сохранение культурного наследия. Музеи как хранители
памяти.Музеи и нашего города.
11 класс
1
№ урока Тема урока
Количество
часов
На рубеже веков - на рубеже эпох.
1
УОЛЕ и его значение.
1
2
Творчество Л.В.Туржанского.
1
3
В.Л.Метенков - первый фотолетописец Урала.
1
Культура Урала в первые послереволюционные годы.
4
Агитационно-массовое искусство. Творчество В.В.Каменского.
1
5
Скульптурное творчество С.Д.Эрьзи.
1
6
Скульптурное творчество И.Д.Шадра.
1
7
Художники П.И.Субботин-Пермяк и И.А.Камбаров
1
Искусство 1930-х годов и создание мифа о советском Урале.
8
Творчество Н.А.Русакова
1
9
Творчество И.К.Слюсарева.
1
10
Судьба уральского краеведения в 1920-1930гг. Краевед В.П.Бирюко
1
11
Театральная и музыкальная жизнь 1920-1930-х годов. «Поэма об Урале»
М.Фролова.Первая Уральская опера
1
12
Стиль конструктивизм в архитектуре Свердловска.
1
13
Повторно-обобщающий урок «1930-х годов и создание мифа о советском
Урале».
1
Одна на всех Победа.
14
Эрмитаж спасенный.
1
15
Театр Урала в годы Отечественной войны.
1
16
Кино Урала в годы Отечественной войны.
1
17
Архитектура 1940-1950-х гг.
1
18
Повторно-обобщающий урок «Одна на всех победа»
1
«Суровый стиль Урала».
19
Картина Г. Мосина, М.Брусиловского «1918»
1
20
Пейзажи в уральской живописи 1960-1970-х гг.
1
21
Образ современника в живописи 1960-1970-х гг.
1
22
Повторно-обобщающий урок «Суровый стиль Урала»
1
Художественная жизнь Урала 1970-1980-х гг.
23
Искусство книжной иллюстрации В.Воловича
1
24
Феномен уральского кино. Ярополк Лапшин.
1
25
Музыка Урала: Е.Родыгин.
1
26
Музыка Урала: уральский рок-клуб.
1
27
Творчество М.Ш.Брусиловского.
1
28
Творчество Г. Метелева.
1
29
Скульптуры Эрнста Неизвестного.
1
30
Творчество В. А. Кобекина
1
31
Драматургия и театр Н.Коляды.
1
Культура Урала между прошлым и будущим
32
Рынок и культура: проблема переоценки ценностей.
1
33
Новые формы и механизмы организации художественной жизни.
1
34
Екатеринбург как город культуры.
1