МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА» ПРИНЯТО На заседании педагогического совета МАОУ Гимназии № 8 Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Кропачева И.В., 28.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ Гимназии № 8 __________________ Трофимова Е.Е. Приказ № 123-О от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Художественная культура Урала» для обучающихся 10-11 классов г. Екатеринбург Содержание учебного курса «Художественная культура Урала» Своеобразие культуры Урала (особый тип культуры, промыслы, духовные традиции). Памятники- первобытной культуры на Урале. Мифология коренных народов Урала. Аркаим «осколок» древнейшей цивилизации. Культура Урала XVI-XVIII веков. Христианизация края. Стефан Пермский. Верхотурье. Особенности композиционного построения городов-заводов. Зарождение театральной жизни на Урале. Кирша Данилов. Архитектура Урала с XVIII по начало XX века. Стиль барокко. Стиль классицизм. Усадьбы Екатеринбурга. Ансамбль Ново-Тихвинского монастыря. Стиль модерн на Урале. Уральские-промыслы. Каслинское художественное литье, Златоустовская гравюра, нижнетагильская роспись по металлу, камнерезные изделия. Деятельность ЕГФ. Уральские промыслы в наши дни. Профессиональное искусство Урала: писатели Д.Н.Мамин-Сибиряк, П.П.Бажов, художники - А.И.Корзухин, А.К.Денисов-Уральский. Становление профессионального театра на Урале. Религиозное искусство Урала. Пермская деревянная скульптура. Невьянская икона. Певческое искусство на Урале. Книги старого Урала. Многонациональный характер культуры Уральского региона: диалог культур. Экология культуры. Музеи. УОЛЕ, его значение в изучении края. Творчество Л.В.Туржанского. В.Л.Метенков- фотолетописец Урала. Скульптурное творчество С.Д.Эрьзи, И.Д.Шадра. Поэзия В.В.Каменского. Художники Урала: П.И.Субботин-Пермяк, Н.А.Русаков, И.К.Слюсарев. Стиль конструктивизм в 1920-1930-х гг. в Свердловске. Урал в годы Великой Отечественной войны. Спасение Эрмитажа. Урал - «опорный край державы». Музыка Урала. Песни Е. Родыгина. Уральский рок-клуб. Уральская школа кинематографа: анимация, документальное и художественное кино. Театральная жизнь в конце XX века. Драматургия Н. Коляды. Художники Урала: М.Ш.Брусиловский, В. Волович, Г. Метелев. Будущее культуры Уральского региона: новые формы и механизмы. Планируемые результаты освоения учебного курса «Художественная культура Урала» Личностные результаты: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 3) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 4) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 7) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: 1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; 2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; 3) освоение художественной культуры Урала во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество народов Урала, классические произведения Урала, искусство современности); 4) воспитание уважения к истории культуры своего региона, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; 5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); 6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); 7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. Тематическое планирование предмета «Художественная культура Урала» 10-х класс № урока Тема урока Введение. Соотношение понятий «культура», «художественная культура», «региональная культура». 1 Количество часов 1 Памятники первобытной культуры на Урале. 2 Религиозные верования, синкретизм. Наскальные росписи 1 3 Металлическая скульптура Прикамья. 1 4 Мифология коренных народов Урала. Шигирские идолы. 1 5 Аркаим как памятник культуры эпохи бронзы на Южном Урале 1 Культура Урала ХVI-ХVIIIвеков 6 Колонизация Урала ХVI-ХVIII веков. 1 7 Христианизация края. Стефан Пермский. 1 8 Верхотурье - духовный центр Урала. 1 9 Возникновение городов. Особенности композиционного построения городов-заводов 1 10 Становление театральной жизни на Урале. 1 11 11 Горнозаводской Горнозаводской Урал как особый Урал как типособый культуры. тип культуры. Архитектура Архитектура Урала в ХVIII Урала - начале в ХVIII XX - начале века. XX века. 111 1 Горнозаводс Архитектура 12 12 Стиль барокко Стиль в архитектуре барокко в архитектуре Урала. Храмовое Урала. строительство. Храмовое строительство. 112 1 Стиль барок 13 13 КлассицизмКлассицизм в архитектуре в архитектуре Урала. А.Воронихин, Урала. А.Воронихин, И.Свиязев И.Свиязев113 1 Классицизм 14 14 Усадебная Усадебная архитектура архитектура Екатеринбурга. Екатеринбурга. М.МалаховМ.Малахов 114 1 Усадебная ар 15 15 Ансамбль Ново-Тихвинского Ансамбль Ново-Тихвинского женского монастыря женского монастыря 115 1 Ансамбль Но 16 16 ПамятникиПамятники стиля модерн стиля на Урале модерн на Урале 116 1 Памятники с УральскиеУральские промыслыпромыслы Уральские п 17 17 КаслинскоеКаслинское чугунное художественное чугунное художественное литье. литье. 117 1 Каслинское ч 18 18 Златоустовская Златоустовская гравюра настали. гравюра настали. 118 1 Златоустовск 19 19 Нижнетагильские Нижнетагильские подносы. Мастера подносы. Худояровы. Мастера Худояровы. 119 1 Нижнетагиль 20 20 Камнерезные Камнерезные изделия. изделия. 120 1 Камнерезны 21 21 Керамические Керамические изделия и красильный изделия и красильный промысел. промысел. 121 1 Керамически 22 22 Сказы Бажова Сказы о промыслах Бажова о промыслах на Урале. на Урале. 122 1 Сказы Бажов 23 23 Судьба промыслов Судьба промыслов в наши дни.в наши дни. 123 1 Судьба пром Профессиональное Профессиональное искусство искусство на Урале. на Урале. Профессион 24 24 124 Изобразительное Изобразительное искусство на искусство Урале в на XIX Урале веке.вТворчество XIX веке. Творчество А.Н.Корзухина А.Н.Корзухина 1 Изобразител ТворчествоА 25 25 ТворчествоТворчество А.К.Денисова-Уральского А.К.Денисова-Уральского 1 Творчество А 26 26 ЛитератураЛитература Урала XIXУрала века. Творчество XIX века. Творчество Д.Н.Мамина-Сибиряка. Д.Н.Мамина-Сибиряка. 126 1 Литература У 27 27 Становление Становление профессионального профессионального театра на Урале. театра на Урале. 127 1 Становление 28 28 ТворчествоТворчество П.П.Бажова. П.П.Бажова. «Малахитовая «Малахитовая шкатулка».шкатулка». 128 1 Творчество П 29 29 Театральная Театральная жизнь Урала жизнь в XIX Урала веке.в XIX веке. 129 1 Театральная 125 Религиозное Религиозное искусство искусство Урала. Урала. Религиозное 30 30 Пермская деревянная Пермская деревянная скульптура.скульптура. 130 1 Пермская де 31 31 НевьянскаяНевьянская школа иконописи. школа иконописи. 131 1 Невьянская ш 32 32 Певческое Певческое искусство Урала. искусство Урала. 132 1 Певческое ис 33 33 Книги старого Книги Урала. старого Урала. 133 1 Книги старог Экология культуры Экология культуры 34 Экология ку Сохранение культурного наследия. Музеи как хранители памяти.Музеи и нашего города. 11 класс 1 № урока Тема урока Количество часов На рубеже веков - на рубеже эпох. 1 УОЛЕ и его значение. 1 2 Творчество Л.В.Туржанского. 1 3 В.Л.Метенков - первый фотолетописец Урала. 1 Культура Урала в первые послереволюционные годы. 4 Агитационно-массовое искусство. Творчество В.В.Каменского. 1 5 Скульптурное творчество С.Д.Эрьзи. 1 6 Скульптурное творчество И.Д.Шадра. 1 7 Художники П.И.Субботин-Пермяк и И.А.Камбаров 1 Искусство 1930-х годов и создание мифа о советском Урале. 8 Творчество Н.А.Русакова 1 9 Творчество И.К.Слюсарева. 1 10 Судьба уральского краеведения в 1920-1930гг. Краевед В.П.Бирюко 1 11 Театральная и музыкальная жизнь 1920-1930-х годов. «Поэма об Урале» М.Фролова.Первая Уральская опера 1 12 Стиль конструктивизм в архитектуре Свердловска. 1 13 Повторно-обобщающий урок «1930-х годов и создание мифа о советском Урале». 1 Одна на всех Победа. 14 Эрмитаж спасенный. 1 15 Театр Урала в годы Отечественной войны. 1 16 Кино Урала в годы Отечественной войны. 1 17 Архитектура 1940-1950-х гг. 1 18 Повторно-обобщающий урок «Одна на всех победа» 1 «Суровый стиль Урала». 19 Картина Г. Мосина, М.Брусиловского «1918» 1 20 Пейзажи в уральской живописи 1960-1970-х гг. 1 21 Образ современника в живописи 1960-1970-х гг. 1 22 Повторно-обобщающий урок «Суровый стиль Урала» 1 Художественная жизнь Урала 1970-1980-х гг. 23 Искусство книжной иллюстрации В.Воловича 1 24 Феномен уральского кино. Ярополк Лапшин. 1 25 Музыка Урала: Е.Родыгин. 1 26 Музыка Урала: уральский рок-клуб. 1 27 Творчество М.Ш.Брусиловского. 1 28 Творчество Г. Метелева. 1 29 Скульптуры Эрнста Неизвестного. 1 30 Творчество В. А. Кобекина 1 31 Драматургия и театр Н.Коляды. 1 Культура Урала между прошлым и будущим 32 Рынок и культура: проблема переоценки ценностей. 1 33 Новые формы и механизмы организации художественной жизни. 1 34 Екатеринбург как город культуры. 1