Сложные вопросы языкознания

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Сложные вопросы языкознания: интенсивный курс
подготовки к ЕГЭ»
для обучающихся 10 классов

г. Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Трудные вопросы из разделов: «Фонетика и графика», «Лексика и фразеология».
«Морфемика и словообразование», «Грамматика. Морфология», «Грамматика. Синтаксис»,
«Орфография», «Речь. Культура речи»».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке
на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное
понимание
информации
устного
и
письменного
сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение); •
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение
основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения
Предметные:
1) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
2) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей
и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;

Познавательные:
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный
пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
Регулятивные:
1) умение ставить цель своей деятельности, поставить учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что
еще неизвестно;
2) умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, видеороликом, презентацией, текстом и пр.;
3) умение составлять план действий, вносить необходимые дополнения и
коррективы в план в случае необходимости;
4) умение демонстрировать навыки адекватного реагирования на трудности,
способность к волевому усилию, рефлексии
Коммуникативные:
1) умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности;
2) умение слушать и вступать в диалог, доносить свою позицию до других;
3) выражать свою мысль в устной и письменной речи договариваться конструктивно;
4) умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
5) саморефлексия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Наименование разделов и тем

Введение
1
Стартовая работа: пробный диктант (срез знаний)
2

Анализ. Работа над ошибками.

Кол-во
часов
2
1
1

Трудные вопросы из раздела «Фонетика и графика».
3
Фонетика как раздел науки о языке. Выразительные
средства русской фонетики. Орфоэпические нормы.
4
Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ.

2
1

Трудные вопросы из раздела «Лексика и фразеология».

3

1

Форма урока

Урокпрактикум
Урокпрактикум
Урокконференция
Урокпрактикум

5

Отличие многозначных слов от омонимов.

1

6

Паронимы. Контекстные синонимы и антонимы.

1

7

Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ

1

Трудные вопросы из раздела «Морфемика и словообразование».
8
Слова с нулевым окончанием. Слова, не имеющие
окончаний. Способы словообразования.
9
Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ.

2
1

Трудные вопросы из раздела «Грамматика. Морфология».
10
Именные части речи: существительное, прилагательное.

5
1

1

11
12

Именные части речи: местоимение, числительное.
Глагол, причастие, деепричастие, наречие.

1
1

13
14

Служебные части речи.
Практическая работа с включение заданий из ЕГЭ.

1
1

Трудные вопросы из раздела «Грамматика. Синтаксис».
15
Словосочетание и предложение. Характеристика
простого
предложения.
Виды
односоставных
предложений
16
Главные члены предложения. Способы выражения
подлежащего. Виды сказуемых. Отличие сказуемого
составного глагольного от составного именного.
17
Второстепенные члены предложения: дополнение,
определение, обстоятельство.
18
Однородные члены предложения. Однородные и
неоднородные определения. Приложение.
19
Обособленные члены предложения: определение,
приложение
20
Обособленные члены предложения: обстоятельство,
дополнения.
21
Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

11
1

Урокконференция
Урокпрактикум
Урокконференция
Урок-лекция
Урокдискуссия
Урок-лекция
Урокпрактикум
Урокпрактикум

1

Урокконференция

1

Урок-лекция

1

Круглый стол

1

Урок-зачёт

1

Урок-зачёт

1

Урокконференция
Круглый стол
Урокпрактикум
Урокпрактикум
Урокпрактикум

22
23

Сложное предложение. Виды сложных предложений.
Виды сложноподчинённых предложений.

1
1

24

Сложные предложения с различными видами связи.

1

25

Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ.

1

Трудные вопросы из раздела «Орфография».

Лабораторная
работа
Лабораторная
работа
Урокпрактикум

6

26
27

Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.
Правописание Н и НН в различных частях речи.

1
1

28

1

29

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями
речи.
Правописание производных предлогов и союзов.

30
31

Разграничение на письме частиц НЕ и НИ
Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ.

1
1

Трудные вопросы из раздела «Речь. Культура речи»».
32
Языковые
нормы:
орфоэпические,
лексические,
морфологические, синтаксические.
33
Выразительность русской речи: тропы, стилистические
фигуры.
Итоговое занятие
34
Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ
(Комплексный анализ текста)
Итого:

1

Круглый стол
Урокпрактикум
Урокконференция
Урокпрактикум
Урок-зачёт
Урокпрактикум

2
1

Урок-игра

1

Урок-игра

1
1
34

Урокпрактикум



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.