МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА» ПРИНЯТО На заседании педагогического совета МАОУ Гимназии № 8 Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Кропачева И.В., 28.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ Гимназии № 8 __________________ Трофимова Е.Е. Приказ № 123-О от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Сложные вопросы языкознания: интенсивный курс подготовки к ЕГЭ» для обучающихся 10 классов г. Екатеринбург СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Трудные вопросы из разделов: «Фонетика и графика», «Лексика и фразеология». «Морфемика и словообразование», «Грамматика. Морфология», «Грамматика. Синтаксис», «Орфография», «Речь. Культура речи»». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Личностные: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные: 1) владение видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения Предметные: 1) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 2) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; Познавательные: - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; - определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; - формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; Регулятивные: 1) умение ставить цель своей деятельности, поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 2) умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, видеороликом, презентацией, текстом и пр.; 3) умение составлять план действий, вносить необходимые дополнения и коррективы в план в случае необходимости; 4) умение демонстрировать навыки адекватного реагирования на трудности, способность к волевому усилию, рефлексии Коммуникативные: 1) умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности; 2) умение слушать и вступать в диалог, доносить свою позицию до других; 3) выражать свою мысль в устной и письменной речи договариваться конструктивно; 4) умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 5) саморефлексия. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем Введение 1 Стартовая работа: пробный диктант (срез знаний) 2 Анализ. Работа над ошибками. Кол-во часов 2 1 1 Трудные вопросы из раздела «Фонетика и графика». 3 Фонетика как раздел науки о языке. Выразительные средства русской фонетики. Орфоэпические нормы. 4 Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ. 2 1 Трудные вопросы из раздела «Лексика и фразеология». 3 1 Форма урока Урокпрактикум Урокпрактикум Урокконференция Урокпрактикум 5 Отличие многозначных слов от омонимов. 1 6 Паронимы. Контекстные синонимы и антонимы. 1 7 Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ 1 Трудные вопросы из раздела «Морфемика и словообразование». 8 Слова с нулевым окончанием. Слова, не имеющие окончаний. Способы словообразования. 9 Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ. 2 1 Трудные вопросы из раздела «Грамматика. Морфология». 10 Именные части речи: существительное, прилагательное. 5 1 1 11 12 Именные части речи: местоимение, числительное. Глагол, причастие, деепричастие, наречие. 1 1 13 14 Служебные части речи. Практическая работа с включение заданий из ЕГЭ. 1 1 Трудные вопросы из раздела «Грамматика. Синтаксис». 15 Словосочетание и предложение. Характеристика простого предложения. Виды односоставных предложений 16 Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемых. Отличие сказуемого составного глагольного от составного именного. 17 Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. 18 Однородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Приложение. 19 Обособленные члены предложения: определение, приложение 20 Обособленные члены предложения: обстоятельство, дополнения. 21 Обращения, вводные слова и вставные конструкции. 11 1 Урокконференция Урокпрактикум Урокконференция Урок-лекция Урокдискуссия Урок-лекция Урокпрактикум Урокпрактикум 1 Урокконференция 1 Урок-лекция 1 Круглый стол 1 Урок-зачёт 1 Урок-зачёт 1 Урокконференция Круглый стол Урокпрактикум Урокпрактикум Урокпрактикум 22 23 Сложное предложение. Виды сложных предложений. Виды сложноподчинённых предложений. 1 1 24 Сложные предложения с различными видами связи. 1 25 Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ. 1 Трудные вопросы из раздела «Орфография». Лабораторная работа Лабораторная работа Урокпрактикум 6 26 27 Слитное, раздельное, дефисное написание наречий. Правописание Н и НН в различных частях речи. 1 1 28 1 29 Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание производных предлогов и союзов. 30 31 Разграничение на письме частиц НЕ и НИ Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ. 1 1 Трудные вопросы из раздела «Речь. Культура речи»». 32 Языковые нормы: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические. 33 Выразительность русской речи: тропы, стилистические фигуры. Итоговое занятие 34 Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ (Комплексный анализ текста) Итого: 1 Круглый стол Урокпрактикум Урокконференция Урокпрактикум Урок-зачёт Урокпрактикум 2 1 Урок-игра 1 Урок-игра 1 1 34 Урокпрактикум