Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 8 «Лицей им. С.П. Дягилева»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании педагогического
совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Современная художественная литература
в зеркале разноаспектного анализа текста»
для обучающихся 10 классов
г. Екатеринбург
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Введение. Особенности литературного процесса конца XX – начала XXI века.
Подтекстовая информация, интерпретация. – 2 часа.
2. Военная тема в современной литературе – 3 часа. Ценность человеческой личности в
рассказе А. Генатулина «Сто шагов на войне». Повесть Э. Казакевича «Звезда», Василь Быков,
повесть «Сотников».
3. Осмысление истории в современной литературе – 2 часа. Уроки истории в рассказах В.
Шаламова.
4. Деревенская проза – 2 часа. Образ русской деревни и детства в рассказе Б. Екимова –
«Мальчик на велосипеде». В. Белов «Плотницкие рассказы».
5. Литературная русская эмиграция «третья волна» - 1 час. Образ советской
действительности в рассказах С. Довлатова («Чемодан» и др.).
6. Русский постмодернизм – 3 часа. Ирония – признак посмодернизма. Ирония В.
Пелевина: рассказы «Зигмунд в кафе», «Спи». Драматургия Олега Богаева – пьесы («Русская
народная почта», «Кто убил Дантеса», и др.)
7. Автобиографизм в современной литературе – 2 часа. «Герой нашего времени» в
рассказах Е. Гришковца. «Три рассказа из жизни юного военного моряка». Образ учителя в
рассказе Е. Гришковца «Начальник».
8. Новая реалистическая проза – 8 часов. Тема самоотверженной материнской любви в
рассказе Л. Улицкой «Дочь Бухары». В. Токарева. Нравственные проблемы повести «Я есть. Ты
есть. Он есть». Традиции А. П. Чехова в рассказах Л. Петрушевской. Образ матери в современном
мире в рассказе «Как ангел». Тема ценностей современного человека в рассказе «Соня» Татьяны
Толстой (из книги «Ночь»). Темы любви в рассказах Дины Рубиной. Анализ эпизода.
9. Современная поэзия – 4 часа. И. Бродский – основные темы и мотивы лирики.
Сопоставление стихотворений А. Пушкина «Вновь я посетил…» или «Я Вас любил» со
стихотворениями И. Бродского «От окраины к центру» или «Я Вас любил». Анализ стихотворения
«Рождественская звезда». Стихотворения Д. А. Пригова (соц-арт) «Вот журавли летят…» и др.
Философское содержание стихотворений Тимура Кибирова (концептуализм).
10. Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе – 2 часа. Повесть
Фазиля Искандера «Кролики и удавы», Кир Булычёв «Поломка на линии».
11. Жанр Эссе в современной литературе. – 5 часов. Эссе как способ выражения
авторского взгляда на окружающий мир. (Фазиль Искандер, А. Солженицын «Крохотки», Ю.
Бондарев «Мгновения», Татьяна Толстая из книги «День», Иосиф Бродский – на выбор).
Формы проведения занятий:
чтение и обсуждение прочитанных произведений;
практикум по обучению рецензированию,
дискуссия и полемика;
круглый стол;
творческий практикум;
ученическая конференция, защита исследовательской или проектной работы.
Виды организации деятельности учащихся:
индивидуальная,
парная,
групповая работа,
дифференцированное обучение.
Преобладающий метод обучения - диалогический и проблемно-поисковый.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Знать/понимать основные тенденции развития современной художественной
литературы и представителей этих тенденций.
Уметь воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения
по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов,
особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительновыразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений;
определять род и жанр литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
Использовать на практике:
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на
литературные темы:
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Курс «Современная художественная литература» обеспечивает развитие личности на
разных уровнях:
личностном – это находит отражение в интерпретационной и оценочной деятельности
читателя-одиннадцатиклассника, в формировании гражданской позиции, в формировании
личности, обладающей чувством собственного достоинства;
метапредметном – что выражается в поиске и обработке разной информации, в умении
продуктивно общаться и взаимодействовать в в процессе совместной деятельности;
предметном – что отражается в расширении круга чтения, в умении анализировать текст с
точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, в
способности выявлять в текстах художественные образы, темы и проблемы и выражать отношение
к ним в развёрнутых аргументированных высказывания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
1-4
Введение.
Особенности литературного процесса конца XX – начала XXI
века.
Обучение анализу эпизода художественного произведения,
интерпретации. Подтекстовая информация на примере
рассказов В. Крупина «Конец связи» или «А ты улыбайся!».
Военная тема в современной литературе.
Ценность человеческой личности в рассказе А. Генатулина
«Сто шагов на войне».
Василь Быков, повесть «Сотников». Проблема выбора.
5-9
1011
1216
Кол-во
часов
2
2
2
2
Повесть Э. Казакевича «Звезда». Романтизация подвига.
2
Осмысление истории в современной литературе.
Уроки истории в рассказах В. Шаламова.
5
Форма урока
Урок-практикум
Круглый стол
Урокконференция
Урок-практикум
Лекция
Урок-практикум
Урок-практикум
Урок-практикум
Урок-практикум
Круглый стол
Лекция
Урок-практикум
Урок-практикум
Урок-
конференция
Круглый стол
Деревенская проза.
Образ русской деревни и детства в рассказе Б. Екимова –
«Мальчик на велосипеде».
В. Белов «Плотницкие рассказы».
2
Лекция
Урок-практикум
3
Литературная русская эмиграция «третья волна».
Образ советской действительности в рассказах С. Довлатова
«Чемодан» и др.
Русский постмодернизм.
Ирония – признак посмодернизма. Ирония В. Пелевина:
рассказы «Зигмунд в кафе», «Спи».
Драматургия Олега Богаева – пьесы («Русская народная
почта», «Кто убил Дантеса», и др.)
2
Урок-практикум
Урок-дискуссия
Круглый стол
Лекция
Урок-практикум
2931
Автобиографизм в современной литературе.
«Герой нашего времени» в рассказах Е. Гришковца. «Три
рассказа из жизни юного военного моряка».
3
3233
Образ учителя в рассказе Е. Гришковца «Начальник».
2
Урок-практикум
Круглый стол
3436
Новая реалистическая проза. Портрет «героя нашего
времени» и современного мира.
Нравственная проблематика рассказа Т. Толстой «Соня».
3
Лекция
Урок-практикум
Урок-практикум
3739
В. Токарева. Нравственные проблемы повести «Я есть. Ты
есть. Он есть».
3
Урок-практикум
Урок-практикум
Круглый стол
4043
Тема самоотверженной материнской любви в рассказе Л.
Улицкой «Дочь Бухары».
4
4445
Традиции А. П. Чехова в рассказах Л. Петрушевской. Образ
матери в современном мире в рассказе «Как ангел».
2
Урок-практикум
Урок-практикум
Урок-практикум
Круглый стол
Урок-практикум
Урокконференция
4648
Тема любви в рассказах Дины Рубиной.
3
Урок-практикум
Урок-практикум
Круглый стол
4951
Тема любви в рассказах Дины Рубиной. Анализ эпизода.
3
Урок-практикум
Урок-практикум
Ролевая игра
1718
1921
2223
2428
3
2
Лекция
Урок-практикум
Круглый стол
Урокконференция
Урок-практикум
Лекция
Урок-практикум
Урок-практикум
5254
Современная поэзия.
И. Бродский – основные темы и мотивы лирики.
Сопоставление стихотворений А. Пушкина «Вновь я
посетил…» или «Я Вас любил» со стихотворениями И.
Бродского «От окраины к центру» или «Я Вас любил».
Стихотворения Д. А. Пригова (соц-арт) «Вот журавли
летят…» и др. Философское содержание стихотворений
Тимура Кибирова (концептуализм).
Анализ стихотворения И. Бродского «Рождественская звезда».
3
Лекция
Урок-практикум
Круглый стол
1
Урок-практикум
3
Фантастика, утопии и антиутопии в современной
литературе.
Повесть Фазиля Искандера «Кролики и удавы», Кир Булычёв
«Поломка на линии».
Жанр Эссе в современной литературе.
Эссе как способ выражения авторского взгляда на
окружающий мир. (Фазиль Искандер, А. Солженицын
«Крохотки», Ю. Бондарев «Мгновения», Татьяна Толстая из
книги «День», Иосиф Бродский – на выбор).
Эссе как способ выражения авторского взгляда на
окружающий мир.
4
Лекция
Мультимедиаурок
Урок-практикум
Лекция
Урок-практикум
Урок-практикум
Круглый стол
Лекция
Урок-практикум
Урок-практикум
Круглый стол
5557
5861
6265
6668
Итого
4
3
68
Урокконференция
Урок с
использованием
учебного
кинофильма
Круглый стол