Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 8 «Лицей им. С.П. Дягилева» МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА» ПРИНЯТО На заседании педагогического совета МАОУ Гимназии № 8 Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Кропачева И.В., 28.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ Гимназии № 8 __________________ Трофимова Е.Е. Приказ № 123-О от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Современная художественная литература в зеркале разноаспектного анализа текста» для обучающихся 10 классов г. Екатеринбург СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Введение. Особенности литературного процесса конца XX – начала XXI века. Подтекстовая информация, интерпретация. – 2 часа. 2. Военная тема в современной литературе – 3 часа. Ценность человеческой личности в рассказе А. Генатулина «Сто шагов на войне». Повесть Э. Казакевича «Звезда», Василь Быков, повесть «Сотников». 3. Осмысление истории в современной литературе – 2 часа. Уроки истории в рассказах В. Шаламова. 4. Деревенская проза – 2 часа. Образ русской деревни и детства в рассказе Б. Екимова – «Мальчик на велосипеде». В. Белов «Плотницкие рассказы». 5. Литературная русская эмиграция «третья волна» - 1 час. Образ советской действительности в рассказах С. Довлатова («Чемодан» и др.). 6. Русский постмодернизм – 3 часа. Ирония – признак посмодернизма. Ирония В. Пелевина: рассказы «Зигмунд в кафе», «Спи». Драматургия Олега Богаева – пьесы («Русская народная почта», «Кто убил Дантеса», и др.) 7. Автобиографизм в современной литературе – 2 часа. «Герой нашего времени» в рассказах Е. Гришковца. «Три рассказа из жизни юного военного моряка». Образ учителя в рассказе Е. Гришковца «Начальник». 8. Новая реалистическая проза – 8 часов. Тема самоотверженной материнской любви в рассказе Л. Улицкой «Дочь Бухары». В. Токарева. Нравственные проблемы повести «Я есть. Ты есть. Он есть». Традиции А. П. Чехова в рассказах Л. Петрушевской. Образ матери в современном мире в рассказе «Как ангел». Тема ценностей современного человека в рассказе «Соня» Татьяны Толстой (из книги «Ночь»). Темы любви в рассказах Дины Рубиной. Анализ эпизода. 9. Современная поэзия – 4 часа. И. Бродский – основные темы и мотивы лирики. Сопоставление стихотворений А. Пушкина «Вновь я посетил…» или «Я Вас любил» со стихотворениями И. Бродского «От окраины к центру» или «Я Вас любил». Анализ стихотворения «Рождественская звезда». Стихотворения Д. А. Пригова (соц-арт) «Вот журавли летят…» и др. Философское содержание стихотворений Тимура Кибирова (концептуализм). 10. Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе – 2 часа. Повесть Фазиля Искандера «Кролики и удавы», Кир Булычёв «Поломка на линии». 11. Жанр Эссе в современной литературе. – 5 часов. Эссе как способ выражения авторского взгляда на окружающий мир. (Фазиль Искандер, А. Солженицын «Крохотки», Ю. Бондарев «Мгновения», Татьяна Толстая из книги «День», Иосиф Бродский – на выбор). Формы проведения занятий: чтение и обсуждение прочитанных произведений; практикум по обучению рецензированию, дискуссия и полемика; круглый стол; творческий практикум; ученическая конференция, защита исследовательской или проектной работы. Виды организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая работа, дифференцированное обучение. Преобладающий метод обучения - диалогический и проблемно-поисковый. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Знать/понимать основные тенденции развития современной художественной литературы и представителей этих тенденций. Уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительновыразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; определять род и жанр литературного произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; Использовать на практике: писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению. Курс «Современная художественная литература» обеспечивает развитие личности на разных уровнях: личностном – это находит отражение в интерпретационной и оценочной деятельности читателя-одиннадцатиклассника, в формировании гражданской позиции, в формировании личности, обладающей чувством собственного достоинства; метапредметном – что выражается в поиске и обработке разной информации, в умении продуктивно общаться и взаимодействовать в в процессе совместной деятельности; предметном – что отражается в расширении круга чтения, в умении анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, в способности выявлять в текстах художественные образы, темы и проблемы и выражать отношение к ним в развёрнутых аргументированных высказывания. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема 1-4 Введение. Особенности литературного процесса конца XX – начала XXI века. Обучение анализу эпизода художественного произведения, интерпретации. Подтекстовая информация на примере рассказов В. Крупина «Конец связи» или «А ты улыбайся!». Военная тема в современной литературе. Ценность человеческой личности в рассказе А. Генатулина «Сто шагов на войне». Василь Быков, повесть «Сотников». Проблема выбора. 5-9 1011 1216 Кол-во часов 2 2 2 2 Повесть Э. Казакевича «Звезда». Романтизация подвига. 2 Осмысление истории в современной литературе. Уроки истории в рассказах В. Шаламова. 5 Форма урока Урок-практикум Круглый стол Урокконференция Урок-практикум Лекция Урок-практикум Урок-практикум Урок-практикум Урок-практикум Круглый стол Лекция Урок-практикум Урок-практикум Урок- конференция Круглый стол Деревенская проза. Образ русской деревни и детства в рассказе Б. Екимова – «Мальчик на велосипеде». В. Белов «Плотницкие рассказы». 2 Лекция Урок-практикум 3 Литературная русская эмиграция «третья волна». Образ советской действительности в рассказах С. Довлатова «Чемодан» и др. Русский постмодернизм. Ирония – признак посмодернизма. Ирония В. Пелевина: рассказы «Зигмунд в кафе», «Спи». Драматургия Олега Богаева – пьесы («Русская народная почта», «Кто убил Дантеса», и др.) 2 Урок-практикум Урок-дискуссия Круглый стол Лекция Урок-практикум 2931 Автобиографизм в современной литературе. «Герой нашего времени» в рассказах Е. Гришковца. «Три рассказа из жизни юного военного моряка». 3 3233 Образ учителя в рассказе Е. Гришковца «Начальник». 2 Урок-практикум Круглый стол 3436 Новая реалистическая проза. Портрет «героя нашего времени» и современного мира. Нравственная проблематика рассказа Т. Толстой «Соня». 3 Лекция Урок-практикум Урок-практикум 3739 В. Токарева. Нравственные проблемы повести «Я есть. Ты есть. Он есть». 3 Урок-практикум Урок-практикум Круглый стол 4043 Тема самоотверженной материнской любви в рассказе Л. Улицкой «Дочь Бухары». 4 4445 Традиции А. П. Чехова в рассказах Л. Петрушевской. Образ матери в современном мире в рассказе «Как ангел». 2 Урок-практикум Урок-практикум Урок-практикум Круглый стол Урок-практикум Урокконференция 4648 Тема любви в рассказах Дины Рубиной. 3 Урок-практикум Урок-практикум Круглый стол 4951 Тема любви в рассказах Дины Рубиной. Анализ эпизода. 3 Урок-практикум Урок-практикум Ролевая игра 1718 1921 2223 2428 3 2 Лекция Урок-практикум Круглый стол Урокконференция Урок-практикум Лекция Урок-практикум Урок-практикум 5254 Современная поэзия. И. Бродский – основные темы и мотивы лирики. Сопоставление стихотворений А. Пушкина «Вновь я посетил…» или «Я Вас любил» со стихотворениями И. Бродского «От окраины к центру» или «Я Вас любил». Стихотворения Д. А. Пригова (соц-арт) «Вот журавли летят…» и др. Философское содержание стихотворений Тимура Кибирова (концептуализм). Анализ стихотворения И. Бродского «Рождественская звезда». 3 Лекция Урок-практикум Круглый стол 1 Урок-практикум 3 Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе. Повесть Фазиля Искандера «Кролики и удавы», Кир Булычёв «Поломка на линии». Жанр Эссе в современной литературе. Эссе как способ выражения авторского взгляда на окружающий мир. (Фазиль Искандер, А. Солженицын «Крохотки», Ю. Бондарев «Мгновения», Татьяна Толстая из книги «День», Иосиф Бродский – на выбор). Эссе как способ выражения авторского взгляда на окружающий мир. 4 Лекция Мультимедиаурок Урок-практикум Лекция Урок-практикум Урок-практикум Круглый стол Лекция Урок-практикум Урок-практикум Круглый стол 5557 5861 6265 6668 Итого 4 3 68 Урокконференция Урок с использованием учебного кинофильма Круглый стол