МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА» ПРИНЯТО На заседании педагогического совета МАОУ Гимназии № 8 Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Кропачева И.В., 28.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ Гимназии № 8 __________________ Трофимова Е.Е. Приказ № 123-О от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мир удивительной литературы» для обучающихся 8 классов г. Екатеринбург СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа «Мир удивительной литературы» является дополнением к основному курсу литературы 8 класса. Подбор произведений для чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, способствовать развитию у учащихся познавательного интереса и творческого воображения. Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности обучающихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Программа курса способствует углубленному изучению творчества некоторых авторов, обращению к вопросам истории, музыки, живописи, а, следовательно, привитию любви и уважения к русским национальным традициям, истории и культуре своего народа. Программа предполагает расширение знаний, полученных на уроках литературы. Не случаен выбор произведений для инсценирования и анализа на занятиях. Некоторые из них взяты из школьной программы. Но есть и новые произведения, которые не изучаются на уроках литературы, но включены с целью более глубокого и четкого понимания творчества конкретного писателя или поэта, с целью творческого осмысления детьми целостной авторской позиции. Это даёт возможность обучающимся глубже проникнуть в суть авторского слова, ближе познакомиться с прекрасным и интересным миром литературы. Раздел 1. Литература 19-го века в зеркале русского реализма Реализм как литературное направление. Особенности русского реализма в творчестве А.С. Пушкина. Особенности русского реализма в творчестве Н.В. Гоголя. Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Фрагменты спектакля. Инсценировка отдельных эпизодов. Авторские сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Фольклорные традиции в авторской сказке. Конкурс иллюстраций к сказкам Салтыкова-Щедрина. Владимир Короленко. Обзор творчества. Особенности реализма в творчестве Короленко: анализ отдельных фрагментов текста. В. Короленко. Нравственные проблемы рассказа «Мгновение». В. Короленко. Нравственные проблемы рассказа «Парадокс». Раздел 2. Литература 20 века: основная проблематика времени в литературных произведениях Русская литература 20 века. Обзор творчества А.П. Чехова. Проблематика рассказа «Крыжовник». Обзор творчества И. Бунина. Цикл рассказов «Тёмные аллеи». Обзор творчества А. Куприна. Ценность человеческой жизни в рассказе «В цирке». А. Куприн. Человеческая жестокость в рассказе «Изумруд». Художественные особенности диалогов рассказа А. Куприна «Извозчик Петр». Тема свободы в рассказе М. Горького «Макар Чудра». Тема свободы в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко). Тема свободы в рассказе М. Горького «Челкаш». «Проба пера»: написание юмористического рассказа. Раздел 3. Человек и война в поэтических произведениях о Великой Отечественной войне Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин»: история жизни молодого бойца Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин»: образ Тёркина в зеркале народного идеала человека военного времени. Лирика военных лет: стихи и песни о Великой отечественной войне. Раздел 4. Зарубежная классическая литература: обзорные занятия, посвящённые творчеству У. Шекспира Зарубежная литература Эпохи Возрождения. У. Шекспир: сонеты. Обзор творчества У. Шекспира: пьесы. Раздел 5. Подростковая литература 21 века Обзор рассказов об успехе: Д. Варденбург «Правило 69 для толстой чайки», Ю. Кузнецова «Первая работа», Р.Смит «Пик». Обзор рассказов об учёбе: Е. Пастернак, А. Жвалевский «Я хочу в школу!», Н. Волкова «Разноцветный снег», А. Коростелёва «Школа в Кармартене».Обзор рассказов об отношениях с родителями: Ю. Кузнецова «Где папа?», Д. Фоер «Жутко громко и запредельно близко». Обзор рассказов о дружбе и приключениях: М. Парр «Вафельное сердце», Д.У. Джонс «Воздушный замок», Э. Хантер «Коты-воители». Обзор рассказов о любви: А. Соя «Правдивая история Федерико Рафинелли», Д. Грин «Виноваты звёзды», В. Ледерман «Первокурсница» ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения данного курса ученик научится: § качественно работать с книгой (развитие читательской грамотности); § определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; § анализировать поэтический текст; § выявлять авторскую позицию; § выражать свое отношение к прочитанному; § выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; § владеть различными видами пересказа; § строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; § участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать § чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; § владеть навыками и умениями проводить и участвовать в дискуссии; § работать со словарными статьями; § расширять запас лексики; § научится выразительному чтению; § основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; § основные теоретико-литературные понятия; § работать над созданием проекта Ученик получит возможность научиться: · ориентироваться в мире литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы; · определять индивидуальный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей; · вести беседу и давать отзыв о прочитанной книге. В процессе реализации программа предполагает формирование у учащихся: · потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; · умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; · учебной самостоятельности и познавательного интереса; · умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; · умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты; · умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; · понимания значимости работы в группе. Личностные результаты: • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; • понимание определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; • осознание эстетической ценности книги; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; • потребность сохранить литературу как явление национальной культуры; • стремление к речевому самосовершенствованию; • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; • умение выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать (автору, героям); ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема занятия Количество часов Форма урока Раздел 1. Литература 19-го века в зеркале русского реализма Реализм как литературное направление. Особенности русского реализма в творчестве А.С. Пушкина. 1 Особенности русского реализма в творчестве Н.В. Гоголя. Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Фрагменты спектакля. Инсценировка отдельных эпизодов. Авторские сказки М.Е. СалтыковаЩедрина. Фольклорные традиции в авторской сказке. 1 1 Урокисследование 6 Конкурс иллюстраций к сказкам Салтыкова-Щедрина. 1 Творческая мастерская 7 Урок-диспут: «Наиболее актуальный и 1 современный русский классик 19 века» 1 2 3 4 5 1 1 Урокисследование Урокисследование Урокисследование Творческая мастерская Урок-диспут Владимир Короленко. Обзор 1 Работа в группах, творчества. Особенности реализма в беседа творчестве Короленко: анализ отдельных фрагментов текста. 9 В.Короленко. Нравственные 1 Проблемный урок проблемы рассказа «Мгновение». 10 В.Короленко. Нравственные 1 Работа в группах, проблемы рассказа «Парадокс». беседа Раздел 2. Литература 20 века: основная проблематика времени в литературных произведениях 11 Русская литература 20 века. (обзор) 1 Лекция 12 Обзор творчества А.П. Чехова. 1 Проблемный урок Проблематика рассказа «Крыжовник» 13 Обзор творчества И. Бунина. Цикл 1 Лекция рассказов «Тёмные аллеи» 14 Обзор творчества А. 1 Урок-лекция Куприна. Ценность человеческой жизни в рассказе «В цирке». 15 А. Куприн. Человеческая жестокость 1 Мультимедиав рассказе «Изумруд» урок 16 Художественные особенности 1 Работа в группах диалогов рассказа А. Куприна «Извозчик Петр». 17 Конкурс иллюстраций по рассказам А. 1 Творческая Куприна мастерская 18 Тема свободы в рассказе М. Горького 1 Работа в группах «Макар Чудра» 19 Тема свободы в рассказе М. Горького 1 Урок-лекция «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко) 20 Тема свободы в рассказе М. Горького 1 Урок-дебаты «Челкаш». 21 «Проба пера»: написание 1 Творческая юмористического рассказа. мастерская 22 Литературная викторина: 1 Урок-викторина «внимательный читатель» Раздел 3. Человек и война в поэтических произведениях о Великой Отечественной войне 23 Поэма А. Твардовского «Василий 1 Лекция Тёркин»: история жизни молодого бойца 24 Поэма А. Твардовского «Василий 1 Обзорная лекция, Тёркин»: образ Тёркина в зеркале беседа народного идеала человека военного времени 25 Лирика военных лет: стихи и песни о 1 МультимедиаВеликой отечественной войне. урок Раздел 4. Зарубежная классическая литература: обзорные занятия, посвящённые творчеству У. Шекспира 26 Зарубежная литература Эпохи 1 Исследовательская Возрождения. У. Шекспир: сонеты. работа 8 Обзор творчества У. Шекспира: 1 пьесы. Раздел 5. Подростковая литература 21 века 28 Обзор рассказов об успехе: Д. 1 Варденбург «Правило 69 для толстой чайки», Ю. Кузнецова «Первая работа», Р.Смит «Пик». 29 Обзор рассказов об учёбе: Е. Пастернак, А. Жвалевский «Я хочу в школу!», Н. Волкова «Разноцветный 1 снег», А. Коростелёва «Школа в Кармартене» 30 Обзор рассказов об отношениях с родителями: Ю. Кузнецова «Где папа?», Д. Фоер «Жутко громко и запредельно близко». 31 Обзор рассказов о дружбе и приключениях: М. Парр «Вафельное сердце», Д.У. Джонс «Воздушный замок», Э. Хантер «Коты-воители» 27 Лекция Проблемный урок Работа в группах Лекция Исследовательска я работа 1 Обзор рассказов о любви: А. Соя «Правдивая история Федерико Рафинелли», Д. Грин «Виноваты звёзды», В. Ледерман «Первокурсница» Раздел 6. Заключение 33 Написание отзыва на понравившееся произведение: методика создания рецензии. 34 Проба пера: создание рецензии к любимому произведению художественной литературы. Урок-лекция 32 1 1 Творческая мастерская 1 Творческая мастерская, сочинение