Мир удивительной литературы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Мир удивительной литературы»
для обучающихся 8 классов

г. Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа «Мир удивительной литературы» является дополнением к основному
курсу литературы 8 класса. Подбор произведений для чтения позволит глубже
исследовать языковые особенности слова, способствовать развитию у учащихся
познавательного интереса и творческого воображения.
Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности обучающихся,
в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с
высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
Программа курса способствует углубленному изучению творчества некоторых
авторов, обращению к вопросам истории, музыки, живописи, а, следовательно, привитию
любви и уважения к русским национальным традициям, истории и культуре своего
народа.
Программа предполагает расширение знаний, полученных на уроках литературы.
Не случаен выбор произведений для инсценирования и анализа на занятиях. Некоторые из
них взяты из школьной программы.
Но есть и новые произведения, которые не изучаются на уроках литературы, но
включены с целью более глубокого и четкого понимания творчества конкретного
писателя или поэта, с целью творческого осмысления детьми целостной авторской
позиции.
Это даёт возможность обучающимся глубже проникнуть в суть авторского слова,
ближе познакомиться с прекрасным и интересным миром литературы.
Раздел 1. Литература 19-го века в зеркале русского реализма
Реализм как литературное направление. Особенности русского реализма в
творчестве А.С. Пушкина. Особенности русского реализма в творчестве Н.В. Гоголя. Н. В.
Гоголь. Комедия «Ревизор». Фрагменты спектакля. Инсценировка отдельных эпизодов.
Авторские сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Фольклорные традиции в авторской сказке.
Конкурс иллюстраций к сказкам Салтыкова-Щедрина. Владимир Короленко. Обзор
творчества. Особенности реализма в творчестве Короленко: анализ отдельных фрагментов
текста. В. Короленко. Нравственные проблемы рассказа «Мгновение». В. Короленко.
Нравственные проблемы рассказа «Парадокс».
Раздел 2. Литература 20 века: основная проблематика времени в литературных
произведениях
Русская литература 20 века. Обзор творчества А.П. Чехова. Проблематика рассказа
«Крыжовник». Обзор творчества И. Бунина. Цикл рассказов «Тёмные аллеи». Обзор
творчества А. Куприна. Ценность человеческой жизни в рассказе «В цирке». А. Куприн.
Человеческая жестокость в рассказе «Изумруд». Художественные особенности диалогов
рассказа А. Куприна «Извозчик Петр». Тема свободы в рассказе М. Горького «Макар
Чудра». Тема свободы в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко).
Тема свободы в рассказе М. Горького «Челкаш». «Проба пера»: написание
юмористического рассказа.
Раздел 3. Человек и война в поэтических произведениях о Великой Отечественной
войне
Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин»: история жизни молодого бойца Поэма
А. Твардовского «Василий Тёркин»: образ Тёркина в зеркале народного идеала человека
военного времени. Лирика военных лет: стихи и песни о Великой отечественной войне.

Раздел 4. Зарубежная классическая литература: обзорные занятия, посвящённые
творчеству У. Шекспира
Зарубежная литература Эпохи Возрождения. У. Шекспир: сонеты. Обзор
творчества У. Шекспира: пьесы.
Раздел 5. Подростковая литература 21 века
Обзор рассказов об успехе: Д. Варденбург «Правило 69 для толстой чайки», Ю.
Кузнецова «Первая работа», Р.Смит «Пик». Обзор рассказов об учёбе: Е. Пастернак, А.
Жвалевский «Я хочу в школу!», Н. Волкова «Разноцветный снег», А. Коростелёва «Школа
в Кармартене».Обзор рассказов об отношениях с родителями: Ю. Кузнецова «Где папа?»,
Д. Фоер «Жутко громко и запредельно близко». Обзор рассказов о дружбе и
приключениях: М. Парр «Вафельное сердце», Д.У. Джонс «Воздушный замок», Э. Хантер
«Коты-воители». Обзор рассказов о любви: А. Соя «Правдивая история Федерико
Рафинелли», Д. Грин «Виноваты звёзды», В. Ледерман «Первокурсница»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения данного курса ученик научится:
§ качественно работать с книгой (развитие читательской грамотности);
§ определять принадлежность художественного произведения к одному из
литературных родов и жанров;
§ анализировать поэтический текст;
§ выявлять авторскую позицию;
§ выражать свое отношение к прочитанному;
§ выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
§ владеть различными видами пересказа;
§ строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
§ участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать
§ чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
§ владеть навыками и умениями проводить и участвовать в дискуссии;
§ работать со словарными статьями;
§ расширять запас лексики;
§ научится выразительному чтению;
§ основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
§ основные теоретико-литературные понятия;
§ работать над созданием проекта
Ученик получит возможность научиться:
·
ориентироваться в мире литературы на основе знакомства с выдающимися
произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
·
определять индивидуальный круг чтения, исходя из собственных интересов и
познавательных потребностей;
·
вести беседу и давать отзыв о прочитанной книге.
В процессе реализации программа предполагает формирование у учащихся:
·
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого
себя;
·
умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку
зрения и уважать мнение собеседника;
·
учебной самостоятельности и познавательного интереса;

·
умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая
правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения;
·
умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие
тексты;
·
умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и
интерпретации художественных произведений;
·
понимания значимости работы в группе.
Личностные результаты:
•
понимание литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа;
•
понимание определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;
•
осознание эстетической ценности книги; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него;
•
потребность сохранить литературу как явление национальной культуры;
•
стремление к речевому самосовершенствованию;
•
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
•
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или
плохие;
•
умение выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей,
сочувствовать, сопереживать (автору, героям);
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема
занятия

Количество
часов

Форма урока

Раздел 1. Литература 19-го века в зеркале русского реализма
Реализм как литературное
направление.
Особенности русского реализма в
творчестве А.С. Пушкина.

1

Особенности русского реализма в
творчестве Н.В. Гоголя.
Н. В. Гоголь. Комедия
«Ревизор». Фрагменты спектакля.
Инсценировка отдельных эпизодов.
Авторские сказки М.Е. СалтыковаЩедрина. Фольклорные традиции в
авторской сказке.

1

1

Урокисследование

6

Конкурс иллюстраций к сказкам
Салтыкова-Щедрина.

1

Творческая
мастерская

7

Урок-диспут: «Наиболее актуальный и 1
современный русский классик 19
века»

1
2

3
4

5

1

1

Урокисследование
Урокисследование
Урокисследование
Творческая
мастерская

Урок-диспут

Владимир Короленко. Обзор
1
Работа в группах,
творчества. Особенности реализма в
беседа
творчестве Короленко: анализ
отдельных фрагментов текста.
9
В.Короленко. Нравственные
1
Проблемный урок
проблемы рассказа «Мгновение».
10
В.Короленко. Нравственные
1
Работа в группах,
проблемы рассказа «Парадокс».
беседа
Раздел 2. Литература 20 века: основная проблематика времени в литературных
произведениях
11
Русская литература 20 века. (обзор)
1
Лекция
12
Обзор творчества А.П. Чехова.
1
Проблемный урок
Проблематика рассказа «Крыжовник»
13
Обзор творчества И. Бунина. Цикл
1
Лекция
рассказов «Тёмные аллеи»
14
Обзор творчества А.
1
Урок-лекция
Куприна. Ценность человеческой
жизни в рассказе «В цирке».
15
А. Куприн. Человеческая жестокость 1
Мультимедиав рассказе «Изумруд»
урок
16
Художественные особенности
1
Работа в группах
диалогов рассказа А. Куприна
«Извозчик Петр».
17
Конкурс иллюстраций по рассказам А. 1
Творческая
Куприна
мастерская
18
Тема свободы в рассказе М. Горького 1
Работа в группах
«Макар Чудра»
19
Тема свободы в рассказе М. Горького 1
Урок-лекция
«Старуха Изергиль» (Легенда о
Данко)
20
Тема свободы в рассказе М. Горького 1
Урок-дебаты
«Челкаш».
21
«Проба пера»: написание
1
Творческая
юмористического рассказа.
мастерская
22
Литературная викторина:
1
Урок-викторина
«внимательный читатель»
Раздел 3. Человек и война в поэтических произведениях о Великой
Отечественной войне
23
Поэма А. Твардовского «Василий
1
Лекция
Тёркин»: история жизни молодого
бойца
24
Поэма А. Твардовского «Василий
1
Обзорная лекция,
Тёркин»: образ Тёркина в зеркале
беседа
народного идеала человека военного
времени
25
Лирика военных лет: стихи и песни о
1
МультимедиаВеликой отечественной войне.
урок
Раздел 4. Зарубежная классическая литература: обзорные занятия, посвящённые
творчеству У. Шекспира
26
Зарубежная литература Эпохи
1
Исследовательская
Возрождения. У. Шекспир: сонеты.
работа
8

Обзор творчества У. Шекспира:
1
пьесы.
Раздел 5. Подростковая литература 21 века
28
Обзор рассказов об успехе: Д.
1
Варденбург «Правило 69 для толстой
чайки», Ю. Кузнецова «Первая
работа», Р.Смит «Пик».
29
Обзор рассказов об учёбе: Е.
Пастернак, А. Жвалевский «Я хочу в
школу!», Н. Волкова «Разноцветный 1
снег», А. Коростелёва «Школа в
Кармартене»
30
Обзор рассказов об отношениях с
родителями: Ю. Кузнецова «Где
папа?», Д. Фоер «Жутко громко и
запредельно близко».
31
Обзор рассказов о дружбе и
приключениях: М. Парр «Вафельное
сердце», Д.У. Джонс «Воздушный
замок», Э. Хантер «Коты-воители»
27

Лекция
Проблемный урок

Работа в группах

Лекция

Исследовательска
я работа

1
Обзор рассказов о любви: А. Соя
«Правдивая история Федерико
Рафинелли», Д. Грин «Виноваты
звёзды», В. Ледерман
«Первокурсница»
Раздел 6. Заключение
33
Написание отзыва на понравившееся
произведение: методика создания
рецензии.
34
Проба пера: создание рецензии к
любимому произведению
художественной литературы.

Урок-лекция

32

1

1

Творческая
мастерская

1

Творческая
мастерская,
сочинение



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.