Развиваем дар слова

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова
Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Развиваем дар слова»
для обучающихся 6 классов

г. Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение.
Секреты устной речи. Орфоэпия. Омофоны. Паронимы. Интонации в устной речи.
Звукоподражательные слова в произведениях художественной литературы и в речи.
Речевой этикет.
Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета в разных стилях речи.
Секреты письменной речи. Зачем нужно знать алфавит? В чем секрет правописаний
морфем. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания? Не пером
пишут - умом. Тайны письма.
Секреты морфологии и синтаксиса.
Строение предложений и грамматическая связь.
Роль слов в предложении. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
В чём секрет глагола и его формы? Употребление разных видов глагола в речи.
Загадки русского словообразования. О чём рассказывает словообразовательная
модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов? Волшебные
изменения в морфемном составе слов. Этимология слов. Работа со словарями.
Тайны русского языка.
На какие группы делится словарный состав русского языка? В чем особенность
употребления слова в художественном тексте? Образные выражения. О чём рассказывают
фразеологизмы? Синонимия фразеологизмов. Происхождение фразеологизмов. Крылатые
выражения (фразеологизмы) в художественных произведениях. «Необычные слова,
неделимые словосочетания, образные выражения в баснях И. А. Крылова». Яркость и
образность русского языка.
Планируемые результаты
Личностные результаты по русскому языку основного общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
Личностные
результаты
должны
отражать
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- способности извлекать информацию из разных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой
деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
Коммуникативные:
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свернутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
2

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
- владение разными видами монолога и диалога;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления;
- умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их,
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами.
Рефлексивные:
- оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
- проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения
проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной
деятельности;
- применять само - и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных
маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.
В процессе формирования метапредметных результатов создается особая
деятельностная среда, в которой изменяется позиция учителя и ученика.
Учитель:
- сопровождает реализацию индивидуального маршрута восполнения проблемных
зон в выполнении учебного, метапредметного, личностно ориентированного действия;
- создает условия для положительных эмоций, интереса, мотива учебной
деятельности,
- помогает в постановке личностно значимой цели, достичь которую будет важно
для самоактуализации и самореализации учащегося;
- создает условия для возможности формирования предметных и метапредметных
результатов школьников.
Ученик:
- становится субъектом самостоятельной и коллективной проектной,
исследовательской, творческой деятельности;
- реализует индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в учебной,
метапредметной, личностно ориентированной деятельности, а также программ
творческого саморазвития в перспективе профессионального самоопределения
Предметные результаты:
- соблюдать основные лексические правила современного русского литературного
языка; извлекать необходимую информацию из толкового словаря и справочников,
использовать ее в различных видах деятельности;
- группировать слова по тематическим группам;
- подбирать к словам синонимы, антонимы;
- опознавать фразеологические обороты;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного
повтора
- пользоваться различными видами лексических, этимологических словарей
(толковый словарь, словарь синонимов, антонимов, фразеологический словарь и др.) и
использовать полученную информацию в различных видах деятельности
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
заняти
я п/п

Раздел, тема занятия

Форма
проведения

Количество часов
Теория

Практика
3

1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.

11.
12.

13.
14.
15
16
17
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Лекция, беседа
Введение. Организационное занятие (инструктаж). (1 ч.:
1
1 ч. теории)
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (6 ч.: 2,5 теории + 3,5 практики)
Исследование,
Почему не всегда совпадает звучание и написание
0,5
0,5
групповая работа,
слова?
лекция
Беседа, групповая
Что такое орфоэпия?
0,5
0,5
работа
Беседа, игра
Что такое омофоны, паронимы?
0,5
0,5
Беседа,
Какова роль интонации в устной речи?
0,5
0,5
исследование
Звукоподражательные
слова
в
произведениях Беседа,
0,5
0,5
исследование
художественной литературы и в речи.
Обобщающее занятие. «Чтение текстов произведений Ролевая игра
1
художественной литературы»
Речевой этикет. (Стилистика) (3 ч: 1 теории + 2 практики)
Лекция, беседа,
Правила речевого этикета.
0,5
0,5
игра
Беседа,
Формулы речевого этикета в разных стилях речи.
0,5
0,5
исследование,
групповая работа
Исследование,
Обобщающее занятие. «Кто говорит-сеет, кто слушает1
самостоятельная
собирает».
работа
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч.: 2 теории + 3 практики)
Беседа, игра
Зачем нужно знать алфавит?
0,5
0,5
Беседа,
В чем секрет правописаний морфем.
0,5
0,5
исследование,
групповая работа
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл Беседа,
0,5
0,5
исследование
высказывания?
Беседа, групповая
Не пером пишут- умом. Тайны письма.
0,5
0,5
работа
Обобщающее занятие. «Я хочу написать о …»
Самостоятельная
1
работа
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) (5ч.: 2 теории + 3 практики)
Строение предложений и грамматическая связь.
Беседа,
0,5
0,5
исследование
Роль слов в предложении. Кто с кем дружит?
Беседа,
0,5
0,5
исследование, игра
Беседа,
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
0,5
0,5
исследование
Беседа,
В чём секрет глагола и его формы? Употребление
0,5
0,5
исследование
разных видов глагола в речи.
Исследование
Обобщающее занятие «Комплексный анализ текста».
1
Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование.) (5 ч.: 2 теории + 3 практики)
О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Беседа,
0,5
0,5
исследование
Беседа, групповая
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных
0,5
0,5
работа
слов?
Волшебные изменения в морфемном составе слов.

Беседа,

0,5

0,5
4

24.

25
26.

исследование, игра
Беседа,
Этимология слов. Работа со словарями.
0,5
исследование,
групповая работа
Обобщающее занятие. Аукцион знаний «Секреты слов». Индивидуальная
работа, игра
Тайны русского языка. (Лексика. Фразеология.) (8 ч.: 3,5 теории + 4,5 практики)
Беседа, групповая
На какие группы делится словарный состав русского
0,5
работа
языка?

0,5

Беседа,
исследование
Беседа, игра
Беседа,
исследование
Беседа,
исследование

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

29
30.

Синонимия фразеологизмов.
Происхождение фразеологизмов.

31.

Крылатые выражения (фразеологизмы) в
художественных произведениях.
Исследование
Лабораторная работа «Необычные слова, неделимые
словосочетания, образные выражения в баснях И. А.
Крылова». Яркость и образность русского языка.
Исследование,
Работа над проектом «Фразеологизмы в баснях И. А.
групповая работа
Крылова».
Итоговое занятие (1 ч.: 1 ч. практики)
Игра
Аукцион знаний.

33.

34

0,5

0,5

28.

32.

1

Беседа,
исследование

В чем особенность употребления слова в
художественном тексте? Образные выражения.
О чём рассказывают фразеологизмы?

27.

0,5

1

0,5

0,5

1

5



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.