Развитие речи

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании педагогического
совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Развитие речи»
для обучающихся 7 классов

г. Екатеринбург

1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание

Количество часов

Типы текста. Рассказ. Рассказ по воображению.

4

Типы текста. Рассуждение.

4

Типы текста. Рассказ. Рассказ на основе услышанного

3

Рассказ по сюжетным картинкам

5

Типы текста. Рассказ-рассуждение.

4

Текст.

4

Стиль речи. Публицистический.

2

Типы текста. Описание. Описание внешности человека.

9
Всего: 35

Планируемые результаты
Личностными результатами:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке
на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и

2

коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение
основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать
и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека
и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании
в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование
их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение
различных видов анализа слов;
7) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
8) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3

№

К/ч

1

1

Тема

Форма урока

Типы текста. Рассказ. Рассказ по воображению

Урок-экскурсия

Сочинение «Как я однажды помогал маме»
2

1

Типы текста. Рассказ. Рассказ на основе услышанного
Сочинение «В библиотеке. Подслушанный рассказ старого
учебника»

3

1

Рассказ-рассуждение.

Урок-творческий
отчет

Урок-прогулка

Изложение «Звуки»
4

1

Изложение «Портрет юноши» на выбор (По Ф. Достоевскому,
по Ю. Яковлеву)

Урок-семинар

5

1

Изложение «Кто сильнее?»

Урок-диспут

6

1

Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые
зрители»

Урок-откровение

7

1

Изложение «О меде»

Урок-турнир

8

1

Изложение «Зрение Васи»

Урок-викторина

9

1

Изложение «Не о чем спорить»

Урок-диспут

10

1

Изложение с элементами сочинения «Мамина новость»

Урок-прогулка

11

1

Изложение «Михаил Васильевич Ломоносов»

Урок-дискуссия

12

1

Изложение «Три главных человека моего детства»

Урок-дуэль

13

1

Изложение с элементами сочинения «Подарок своими руками»

Урок-репортаж

14

1

Рассказ по сюжетным картинкам

Урок-интервью

Сочинение-рассказ «Степа дрова колет»
15

1

Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью»

Урок-сказка

16

1

Изложение «Народные промыслы - детям»

Урок-путешествие

17

1

Типы текста. Рассуждение.

Урок-ролевая игра

Сочинение-рассуждение «Письма»

4

18

1

Изложение «Витькина гайка»

Урок-откровение

19

1

Текст. Составление текста «Древнерусский язык», «Осень»

Урок-спектакль

20

1

Выборочное изложение. Отрывок из рассказа «Судьба
человека»

Урок-прогулка

21

1

Изложение «Иван Федоров»

Урок-брифинг

22

1

Сочинение-рассказ «Соблюдай чистоту»

Урок-конференция

23

1

Свободный диктант «Медвежонок»

Урок-конферения

24

1

Свободный диктант «Крым»

Урок-экскурсия

25

1

Изложение-рассуждение «Дуб и Тростинка»

Урок-прогулка

26

1

Сочинение по началу «Красавец-тополь»

Урок-прогулка

27

1

Диалог как текст.

Урок-семинар

28

1

Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»

Урок-викторина

29

1

Изложение-рассуждение «Сахалин»

Урок-телемост

30

1

Изложение «Труд-самая верная опора человека»

Урок-аукцион

31

1

Виды диалога. Знаки препинания в тексте с диалогом.

Урок-конференция

32

1

Свободный диктант «Каштанка»

Урок-конференция

33

1

Стиль речи. Публицистический.

Урок-ученый совет

Стили литературного языка. Публицистический стиль.
34

1

Свободный диктант «Строгие законы об охране природы»

Урок-конференция

5



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.