МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании педагогического
совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Развитие речи»
для обучающихся 7 классов
г. Екатеринбург
1
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание
Количество часов
Типы текста. Рассказ. Рассказ по воображению.
4
Типы текста. Рассуждение.
4
Типы текста. Рассказ. Рассказ на основе услышанного
3
Рассказ по сюжетным картинкам
5
Типы текста. Рассказ-рассуждение.
4
Текст.
4
Стиль речи. Публицистический.
2
Типы текста. Описание. Описание внешности человека.
9
Всего: 35
Планируемые результаты
Личностными результатами:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке
на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
2
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение
основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать
и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека
и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании
в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование
их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение
различных видов анализа слов;
7) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
8) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3
№
К/ч
1
1
Тема
Форма урока
Типы текста. Рассказ. Рассказ по воображению
Урок-экскурсия
Сочинение «Как я однажды помогал маме»
2
1
Типы текста. Рассказ. Рассказ на основе услышанного
Сочинение «В библиотеке. Подслушанный рассказ старого
учебника»
3
1
Рассказ-рассуждение.
Урок-творческий
отчет
Урок-прогулка
Изложение «Звуки»
4
1
Изложение «Портрет юноши» на выбор (По Ф. Достоевскому,
по Ю. Яковлеву)
Урок-семинар
5
1
Изложение «Кто сильнее?»
Урок-диспут
6
1
Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые
зрители»
Урок-откровение
7
1
Изложение «О меде»
Урок-турнир
8
1
Изложение «Зрение Васи»
Урок-викторина
9
1
Изложение «Не о чем спорить»
Урок-диспут
10
1
Изложение с элементами сочинения «Мамина новость»
Урок-прогулка
11
1
Изложение «Михаил Васильевич Ломоносов»
Урок-дискуссия
12
1
Изложение «Три главных человека моего детства»
Урок-дуэль
13
1
Изложение с элементами сочинения «Подарок своими руками»
Урок-репортаж
14
1
Рассказ по сюжетным картинкам
Урок-интервью
Сочинение-рассказ «Степа дрова колет»
15
1
Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью»
Урок-сказка
16
1
Изложение «Народные промыслы - детям»
Урок-путешествие
17
1
Типы текста. Рассуждение.
Урок-ролевая игра
Сочинение-рассуждение «Письма»
4
18
1
Изложение «Витькина гайка»
Урок-откровение
19
1
Текст. Составление текста «Древнерусский язык», «Осень»
Урок-спектакль
20
1
Выборочное изложение. Отрывок из рассказа «Судьба
человека»
Урок-прогулка
21
1
Изложение «Иван Федоров»
Урок-брифинг
22
1
Сочинение-рассказ «Соблюдай чистоту»
Урок-конференция
23
1
Свободный диктант «Медвежонок»
Урок-конферения
24
1
Свободный диктант «Крым»
Урок-экскурсия
25
1
Изложение-рассуждение «Дуб и Тростинка»
Урок-прогулка
26
1
Сочинение по началу «Красавец-тополь»
Урок-прогулка
27
1
Диалог как текст.
Урок-семинар
28
1
Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»
Урок-викторина
29
1
Изложение-рассуждение «Сахалин»
Урок-телемост
30
1
Изложение «Труд-самая верная опора человека»
Урок-аукцион
31
1
Виды диалога. Знаки препинания в тексте с диалогом.
Урок-конференция
32
1
Свободный диктант «Каштанка»
Урок-конференция
33
1
Стиль речи. Публицистический.
Урок-ученый совет
Стили литературного языка. Публицистический стиль.
34
1
Свободный диктант «Строгие законы об охране природы»
Урок-конференция
5