МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА» ПРИНЯТО На заседании педагогического совета МАОУ Гимназии № 8 Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Кропачева И.В., 28.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ Гимназии № 8 __________________ Трофимова Е.Е. Приказ № 123-О от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Развитие речи» для обучающихся 7 классов г. Екатеринбург 1 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Содержание Количество часов Типы текста. Рассказ. Рассказ по воображению. 4 Типы текста. Рассуждение. 4 Типы текста. Рассказ. Рассказ на основе услышанного 3 Рассказ по сюжетным картинкам 5 Типы текста. Рассказ-рассуждение. 4 Текст. 4 Стиль речи. Публицистический. 2 Типы текста. Описание. Описание внешности человека. 9 Всего: 35 Планируемые результаты Личностными результатами: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами: 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и 2 коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • владение различными видами монолога и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слов; 7) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 8) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 № К/ч 1 1 Тема Форма урока Типы текста. Рассказ. Рассказ по воображению Урок-экскурсия Сочинение «Как я однажды помогал маме» 2 1 Типы текста. Рассказ. Рассказ на основе услышанного Сочинение «В библиотеке. Подслушанный рассказ старого учебника» 3 1 Рассказ-рассуждение. Урок-творческий отчет Урок-прогулка Изложение «Звуки» 4 1 Изложение «Портрет юноши» на выбор (По Ф. Достоевскому, по Ю. Яковлеву) Урок-семинар 5 1 Изложение «Кто сильнее?» Урок-диспут 6 1 Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» Урок-откровение 7 1 Изложение «О меде» Урок-турнир 8 1 Изложение «Зрение Васи» Урок-викторина 9 1 Изложение «Не о чем спорить» Урок-диспут 10 1 Изложение с элементами сочинения «Мамина новость» Урок-прогулка 11 1 Изложение «Михаил Васильевич Ломоносов» Урок-дискуссия 12 1 Изложение «Три главных человека моего детства» Урок-дуэль 13 1 Изложение с элементами сочинения «Подарок своими руками» Урок-репортаж 14 1 Рассказ по сюжетным картинкам Урок-интервью Сочинение-рассказ «Степа дрова колет» 15 1 Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» Урок-сказка 16 1 Изложение «Народные промыслы - детям» Урок-путешествие 17 1 Типы текста. Рассуждение. Урок-ролевая игра Сочинение-рассуждение «Письма» 4 18 1 Изложение «Витькина гайка» Урок-откровение 19 1 Текст. Составление текста «Древнерусский язык», «Осень» Урок-спектакль 20 1 Выборочное изложение. Отрывок из рассказа «Судьба человека» Урок-прогулка 21 1 Изложение «Иван Федоров» Урок-брифинг 22 1 Сочинение-рассказ «Соблюдай чистоту» Урок-конференция 23 1 Свободный диктант «Медвежонок» Урок-конферения 24 1 Свободный диктант «Крым» Урок-экскурсия 25 1 Изложение-рассуждение «Дуб и Тростинка» Урок-прогулка 26 1 Сочинение по началу «Красавец-тополь» Урок-прогулка 27 1 Диалог как текст. Урок-семинар 28 1 Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» Урок-викторина 29 1 Изложение-рассуждение «Сахалин» Урок-телемост 30 1 Изложение «Труд-самая верная опора человека» Урок-аукцион 31 1 Виды диалога. Знаки препинания в тексте с диалогом. Урок-конференция 32 1 Свободный диктант «Каштанка» Урок-конференция 33 1 Стиль речи. Публицистический. Урок-ученый совет Стили литературного языка. Публицистический стиль. 34 1 Свободный диктант «Строгие законы об охране природы» Урок-конференция 5