Родная литература

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании педагогического
совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Родная литература»
для обучающихся 7 классов

г. Екатеринбург

1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Исторические и бытовые предания Среднего Урала. Исторические и лирические песни.
Светлана Лаврова «Славянские сказания». История создания. Светлана Лаврова «Славянские
сказания».
Особенности поэтики. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Охонины брови». Проблематика. Елена
Ленковская. Проза для детей и юношества. Елена Ленковская «Реставратор птичьих гнезд».
Проблематика произведения.
Олег Раин «Слева от солнца». Художественные особенности. Олег Раин «Слева от
солнца». Проблематика произведения. Олег Раин «Игра в поддавки». Художественные образы
главных героев.
Олег Раин «Игра в поддавки». Проблематика произведения. Олег Раин. «Игра в поддавки».
Ключевые образы. Б. Путилов «На Пароходной улице». Проблематика. Б. Путилов «На
Пароходной улице». Автобиографический и лирический характер повести. Б. Путилов «На
Пароходной улице». Особенности художественного мира.
Обзор современных литературных премий (детская литература). Читательская
конференция: премия "Книгуру". «Вещи дороже золота».
Тема дружбы в рассказе И.И. Ликстанова «Малышок». Школа военных лет,
взаимоотношения между подростками в повести Б.А. Путилова «Сокрушение Лёхи Быкова».
Тема преодоления в повести Б.А. Путилова «Сокрушение Лёхи Быкова».
Тема родства и связи поколений в рассказе Р. Валеева «Фининспектор и дедушка».
Герой-подросток в литературе Урала. Герой-подросток в литературе Урала. Особенности
литературы Урала 20 века. Поэзия Урала. Обзор авторов и произведений. Поэзия Урала.
Обзор авторов и изданий последних лет. Тема войны в родной литературе. Жизнь и
творчество М. Джалиля. Тема силы человеческого духа в стихотворениях М. Джалиля.
Лирическое и публицистическое начало в поэзии М. Джалиля. Мини-сочинение по творчеству М.
Джалиля.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
•
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и чело-вечества, усвоение
гуманистических ценностей многонационального российского обще-ства, воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
•
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов;
•
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
•
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира,
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

2

•
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
•
Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
•
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
•
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
•
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернатив-ные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
•
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся обстановкой;
•
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
•
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения познавательных задач;
•
Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
•
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции
своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
•
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты:
•
Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания;

3

•
Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный
пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
•
Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
•
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
•
Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
•
Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные
произведения;
•
Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
•
Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение
и адекватное восприятие;
•
Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному
тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
•
Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и
общекультурные темы;
•
Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства,
эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
•
Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с
высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная
литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью,
единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования
умений оценивать и анализировать художественные произведения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

К/ч

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6
7

1
1

Тема

Форма урока
Урок-экскурсия

Исторические и бытовые предания Среднего Урала.
Исторические и лирические песни.
Светлана Лаврова «Славянские сказания». История
создания
Светлана Лаврова «Славянские сказания».
Особенности поэтики.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Охонины брови».
Проблематика.
Елена Ленковская. Проза для детей и юношества.
Елена Ленковская «Реставратор птичьих гнезд».

Урок-творческий
отчет
Урок-прогулка
Урок-семинар
Урок-диспут
Урок-откровение
Урок-турнир

4

Проблематика произведения.
8

1

9

1

10

1

11

1

12

1

13

1

14

1

15

1

16

1

17

1

Олег Раин «Слева от солнца». Художественные
особенности.
Олег Раин «Слева от солнца». Проблематика
произведения.
Олег Раин «Игра в поддавки». Художественные образы
главных героев
Олег Раин «Игра в поддавки». Проблематика
произведения.
Олег Раин. «Игра в поддавки». Ключевые образы.

Урок-викторина
Урок-диспут
Урок-прогулка
Урок-дискуссия
Урок-дуэль
Урок-репортаж

Б. Путилов «На Пароходной улице». Проблематика.
Б. Путилов «На Пароходной улице».
Автобиографический и лирический характер повести.
Б. Путилов «На Пароходной улице». Особенности
художественного мира.
Обзор современных литературных премий (детская
литература).

Урок-интервью
Урок-сказка
Урок-путешествие
Урок-ролевая игра

Читательская конференция: премия "Книгуру".
«Вещи дороже золота». Тема дружбы в рассказе И.И.
Ликстанова «Малышок».
Школа военных лет, взаимоотношения между
подростками в повести Б.А. Путилова «Сокрушение
Лёхи Быкова».
Тема преодоления в повести Б.А. Путилова
«Сокрушение Лёхи Быкова».
Тема родства и связи поколений в рассказе Р. Валеева
«Фининспектор и дедушка».
Герой-подросток в литературе Урала. Урокобобщение.
Герой-подросток в литературе Урала. Защита проектов.

18

1

19

1

20

1

21

1

22

1

23
24

1
1

25

1

Поэзия Урала. Обзор авторов и произведений.

26

1

27
28

1
1

Поэзия Урала. Обзор авторов и изданий последних лет.
Тема войны в родной литературе.

29

1

30

1

31

1

Особенности литературы Урала 20 века.

Жизнь и творчество М. Джалиля.
Тема силы человеческого духа в стихотворениях
М.Джалиля.
Лирическое и публицистическое начало в поэзии
М.Джалиля.
Мини-сочинение по творчеству М. Джалиля.

Урок-откровение
Урок-спектакль
Урок-прогулка
Урок-брифинг
Урок-конференция
Урок-конференция
Урок-экскурсия
Урок-прогулка
Урок-прогулка
Урок-семинар
Урок-викторина
Урок-телемост
Урок-аукцион
Урок-конференция

5

32

1

33
34

1
1

Читательская конференция по уральской поэзии.
Сочинение по творчеству поэтов и писателей Урала.
Защита творческих проектов по предмету.

Урок-конференция
Урок-ученый совет
Урок-конференция

6



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.