МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА» ПРИНЯТО На заседании педагогического совета МАОУ Гимназии № 8 Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Кропачева И.В., 28.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ Гимназии № 8 __________________ Трофимова Е.Е. Приказ № 123-О от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родная литература» для обучающихся 7 классов г. Екатеринбург 1 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Исторические и бытовые предания Среднего Урала. Исторические и лирические песни. Светлана Лаврова «Славянские сказания». История создания. Светлана Лаврова «Славянские сказания». Особенности поэтики. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Охонины брови». Проблематика. Елена Ленковская. Проза для детей и юношества. Елена Ленковская «Реставратор птичьих гнезд». Проблематика произведения. Олег Раин «Слева от солнца». Художественные особенности. Олег Раин «Слева от солнца». Проблематика произведения. Олег Раин «Игра в поддавки». Художественные образы главных героев. Олег Раин «Игра в поддавки». Проблематика произведения. Олег Раин. «Игра в поддавки». Ключевые образы. Б. Путилов «На Пароходной улице». Проблематика. Б. Путилов «На Пароходной улице». Автобиографический и лирический характер повести. Б. Путилов «На Пароходной улице». Особенности художественного мира. Обзор современных литературных премий (детская литература). Читательская конференция: премия "Книгуру". «Вещи дороже золота». Тема дружбы в рассказе И.И. Ликстанова «Малышок». Школа военных лет, взаимоотношения между подростками в повести Б.А. Путилова «Сокрушение Лёхи Быкова». Тема преодоления в повести Б.А. Путилова «Сокрушение Лёхи Быкова». Тема родства и связи поколений в рассказе Р. Валеева «Фининспектор и дедушка». Герой-подросток в литературе Урала. Герой-подросток в литературе Урала. Особенности литературы Урала 20 века. Поэзия Урала. Обзор авторов и произведений. Поэзия Урала. Обзор авторов и изданий последних лет. Тема войны в родной литературе. Жизнь и творчество М. Джалиля. Тема силы человеческого духа в стихотворениях М. Джалиля. Лирическое и публицистическое начало в поэзии М. Джалиля. Мини-сочинение по творчеству М. Джалиля. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и чело-вечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского обще-ства, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 2 • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернатив-ные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой; • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач; • Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; • Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. Предметные результаты: • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; 3 • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; • Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; • Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; • Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения; • Понимание авторской позиции и свое отношение к ней; • Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; • Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса; • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных средств в создании художественны образов литературных произведений. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № К/ч 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 7 1 1 Тема Форма урока Урок-экскурсия Исторические и бытовые предания Среднего Урала. Исторические и лирические песни. Светлана Лаврова «Славянские сказания». История создания Светлана Лаврова «Славянские сказания». Особенности поэтики. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Охонины брови». Проблематика. Елена Ленковская. Проза для детей и юношества. Елена Ленковская «Реставратор птичьих гнезд». Урок-творческий отчет Урок-прогулка Урок-семинар Урок-диспут Урок-откровение Урок-турнир 4 Проблематика произведения. 8 1 9 1 10 1 11 1 12 1 13 1 14 1 15 1 16 1 17 1 Олег Раин «Слева от солнца». Художественные особенности. Олег Раин «Слева от солнца». Проблематика произведения. Олег Раин «Игра в поддавки». Художественные образы главных героев Олег Раин «Игра в поддавки». Проблематика произведения. Олег Раин. «Игра в поддавки». Ключевые образы. Урок-викторина Урок-диспут Урок-прогулка Урок-дискуссия Урок-дуэль Урок-репортаж Б. Путилов «На Пароходной улице». Проблематика. Б. Путилов «На Пароходной улице». Автобиографический и лирический характер повести. Б. Путилов «На Пароходной улице». Особенности художественного мира. Обзор современных литературных премий (детская литература). Урок-интервью Урок-сказка Урок-путешествие Урок-ролевая игра Читательская конференция: премия "Книгуру". «Вещи дороже золота». Тема дружбы в рассказе И.И. Ликстанова «Малышок». Школа военных лет, взаимоотношения между подростками в повести Б.А. Путилова «Сокрушение Лёхи Быкова». Тема преодоления в повести Б.А. Путилова «Сокрушение Лёхи Быкова». Тема родства и связи поколений в рассказе Р. Валеева «Фининспектор и дедушка». Герой-подросток в литературе Урала. Урокобобщение. Герой-подросток в литературе Урала. Защита проектов. 18 1 19 1 20 1 21 1 22 1 23 24 1 1 25 1 Поэзия Урала. Обзор авторов и произведений. 26 1 27 28 1 1 Поэзия Урала. Обзор авторов и изданий последних лет. Тема войны в родной литературе. 29 1 30 1 31 1 Особенности литературы Урала 20 века. Жизнь и творчество М. Джалиля. Тема силы человеческого духа в стихотворениях М.Джалиля. Лирическое и публицистическое начало в поэзии М.Джалиля. Мини-сочинение по творчеству М. Джалиля. Урок-откровение Урок-спектакль Урок-прогулка Урок-брифинг Урок-конференция Урок-конференция Урок-экскурсия Урок-прогулка Урок-прогулка Урок-семинар Урок-викторина Урок-телемост Урок-аукцион Урок-конференция 5 32 1 33 34 1 1 Читательская конференция по уральской поэзии. Сочинение по творчеству поэтов и писателей Урала. Защита творческих проектов по предмету. Урок-конференция Урок-ученый совет Урок-конференция 6