РП Географическое краеведение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Географическое краеведение»
для обучающихся 5-6 классов

г. Екатеринбург

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.

Содержание учебного курса «Географическое краеведение».
Географическое изучение Земли. Введение
География — наука о планете Земля. Что изучает география? Географические
объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления.
Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.
Практическая работа. Репортаж о родном крае (по материалам СМИ)
На какой Земле мы живём
Вклад земляков в развитие знаний о Земле. Жизнь и деятельность известных
учёных края. Вклад купцов в освоении новых земель. Запуск мини-проектов учащихся в
рамках долговременного проекта «Как люди открывали и осваивали территорию своей
местности. Современные исследования территории. Интересны люди родного края.
Планета Земля
Влияние движения Земли. Движение земли и её значение для жизни человека и
природы. Земля - уникальная планета. Смена времён года. Особенности своего края.
Астрономический год. Народные праздники и приметы в дни равноденствий и
солнцестояний.
План и карта
Ориентирование на местности. Определение направлений, азимутов на местности
по компасу, Солнцу и местным признакам. Изображения земной поверхности моего
микрорайона. Виды изображений местности. Интерактивная карта. План местности.
Составление плана местности школьной территории с помощью полярной съемки.
Географическая карта микрорайона проживания. Определение географического
положения объектов на территории проживания, их описание. Разработка
топографической карты уголка родной природы с оформлением легенды и нанесением
уникальных географических объектов. Градусная сеть на карте микрорайона школы.
Практическая работа. Определение географических координат крайних точек
области и города Екатеринбурга.
Географическое положение Екатеринбурга и Свердловской области
Практическая работа. Определение направлений, расстояний, географических
координат на карте Свердловской области и России. Разработка модели географического
путешествия (похода, экспедиции) на примере моей семьи.
Человек на Земле
Из истории заселение территории края. Коренное население. Стоянки первых
людей на территории области, их связь с природой. Крепости на территории края.
Разработка экскурсии по фондам краеведческого музея. Народы территории проживания.
Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой. Народные
промыслы и умельцы края. Национальная одежда, традиции народов края. Наша
семейная реликвия.
Литосфера – твёрдая оболочка Земли
История формирования современного рельефа. Путешествие вглубь Земли (на
примере своей местности). Геологический профиль своей местности. Минералы и горные
породы своей местности. Геологические особенности своей местности.
Практическая работа. Определение свойств минералов и горных пород своей
местности и возможности их хозяйственного использования. Составление коллекции
«Горные породы моей местности».
Стихийные природные явления в литосфере своей местности. Художественнопоэтическое описание стихии (землетрясение, оползни, движения земной коры).
Особенности рельефа своей местности и его изменение
Практическая работа. Описание рельефа по физической карте и типовому плану.

Уникальные формы рельефа. Топонимы объектов литосферы. Исследование
оврага (урочища) как формы микрорельефа. Влияние человека на рельеф своего района.
Геологические памятники природы. Человек и мир камня (использование полезных
ископаемых в архитектуре)
Гидросфера – водная оболочка Земли
Внутренние воды своей местности. Местоположение крупных объектов
гидросферы. Топонимы объектов гидросферы. Реки. Озёра.
Практическая работа. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы
территории проживания
Внутренние воды и климат. Опасные природные явления, связанные с водами.
Практическая работа. Описание озера, болота, родника (по выбору)
Памятники природы гидросферы родного края. Влияние человека на водные
объекты своего края. Экологические проблемы.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли
Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой. Народные
приборы наблюдения за погодой. Обработка результатов наблюдений в программе Excel.
Погода моей местности. Народные приметы погоды.
Практическая работа. Составление описания погоды по сезонам года. Тип
климата территории проживания и причины, его формирующие. Климат и человек.
Опасные явления в атмосфере. Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного
воздуха от загрязнения.
Биосфера - живая оболочка Земли
Растительный и животный мир суши и водоёмов своей местности типичные
представители. Почвы своей местности. Лекарственные растения. Отражение флоры и
фауны в устном народном творчестве народов края. Проблемы использование населением
даров природы. Экологические проблемы своей местности. Биологические памятники
свое местности. Красная книга.
Географическая оболочка
ПТК своей местности. Природные зоны своей местности. Изменение природных
зон под влиянием человека. Культурный ландшафт. Культурные ландшафты своей
местности: городские, сельскохозяйственные, промышленные. Человек в культурном
ландшафте.
Современные краеведческие исследования
Краеведение - наука о природе и истории родной земли, ее населении и
хозяйственной деятельности, о связях между ними, значении краеведения для человека и
общества.
Практическая работа. Нахождение своей местности на картах мира, России,
Урала, Свердловской области, топографических картах, спортивных картах,
туристических картах.
Абрисы в быту и для выбора профессии. Определение на плане своей местности
направлений, расстояний, азимутов, абсолютной и относительной высоты точки.
Уральский меридиан
Чтение рельефа на картах с использованием горизонталей. Тренировочное
упражнение « Выше-ниже-ровно» по сравнению высот известных точек местности при
чтении различных карт. Чтение рельефа на картах с использованием горизонталей.
Освоение плана местности. Выбор масштаба для составления плана класса, двора,
спортивной площадки. Выбор условных знаков для оформления составленного плана
своего двора или садового участка.
Практическая работа. Ориентирование на местности, определение расстояний
направлений и азимут.
Освоение глазомерной, маршрутной и полярной съемки местности. Изучить
основные виды съемок местности. Выявить различия и особенности. Камеральные

работы по оформлению составленных планов. Составление отчета по проделанным
работам, вычерчивание карты-плана местности, составление продольных и поперечных
профилей рельефа. Определение по географическим координатам точек. Рассматривание
глобуса и поиск на нем своей местности. Обозначение на контурной карте географические
координаты своей местности и городов области.
Наше место под Солнцем
Продолжительность дня и ночи на территории области в разное время.
Определение на карте области положение по географическим координатам, по
отношению к тропикам, экватору, полярным кругам, нулевому и 180 меридиану.
Положение области в поясах освещённости. Распределение солнечного света и тепла на
поверхности области по сравнению с экватором и тропиками, полярными областями
планеты. Солнечные часы.
Практическая работа. Определение времени на
территории области в сравнении с Екатеринбургом и другими городами России.
Уральские кладовые
Условия и краткая история возникновения участка литосферы своей местности.
Чтение геологических и тектонических карт своей местности. Горные породы и
минералы Свердловской области и Урала.
Практическая работа. Работа с коллекцией горных пород осадочного
происхождения.
Метаморфические горные породы. Виды горных пород метаморфического
происхождения. Условия их образования. История открытия крупнейших месторождений
на Урале. Связь имеющихся месторождений с основными видами профессий :
рудознатцы-геологи; каменных дел мастера-камнерезы и ювелиры, углежоги, металлурги.
Горы и равнины Урала. Изменение гор и равнин во времени. История движения земной
коры в своей местности. Влияние человека на изменение рельефа.
Уральский вклад в Мировой кругооборот
Роль природных объектов своей местности в мировом круговороте. Связь своей
территории с Мировым океаном и его частями. Остатки морского прошлого на
территории Свердловской области.
Практическая работа. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
Внутренние воды Урала и Свердловской области. Выделение истока, устья,
водораздела, бассейна главной реки данной местности. Гидронимы и люди.
Картографическое исследование « Гидронимы и люди». Загрязнение гидросферы. Связь
рельефа и особенностей вод своей местности.
Уральская погода
Атмосфера над Уралом – ее состав, строение изменения. Охрана атмосферного
воздуха над Уралом и Екатеринбургом. Высота Солнца над горизонтом и
продолжительность дня в марте, июне, сентябре и декабре в связи с суточным и годовым
вращением Земли. Погода своей местности. Построение графика суточного хода
температуры воздуха по данным школьного календаря наблюдений за погодой.
Атмосферное давление. Ветры нашей местности. Построение графика « Розы ветров» по
данным школьного календаря наблюдений за погодой. Облака и их связь с ветрами.
Формирование погоды своей местности в разное время года. Построение диаграммы
облачности и осадков по данным школьного календаря наблюдений за погодой. Облака.
Виды облаков на Урале. Наблюдение за облаками и облачностью, фенологический
календарь своей местности. Климат Свердловской области. Выявление зависимости
климата своей местности от географического положения, сравнение с типами климата на
полюсах, в тропиках и на экваторе.
Уральские обитатели
Наше место в биосфере. Положение нашей местности на карте природных зон.
Почвы, растительный и животный мир и человек своей местности.
Урал - наш дом

Численность населения области. Расовый и этнический состав. Человек, как часть
природы, его хозяйственная деятельность. Основные типы населенных пунктов и
особенности домов. Составление полного описания географического комплекса в месте
проживания одного из коренных народов Урала.
Краеведческие путешествия и туризм
Краеведческий опыт. Создание карты « Мой след». Развитие туризма в нашей
местности. Возможности края для развития туризма. Разработка маршрутов
экскурсий путешествий. Известные личности, внесшие вклад в освоение и изучение
Урала. Примеры современных географических исследований на территории Свердловской
области.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по
географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности
в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу
России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам
природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов,
проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности
(патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального
народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей
устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль»,
волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать
способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на
нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с
учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и
других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного
отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре
других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений географических наук об основных закономерностях
развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение читательской культурой как средством познания мира для применения
различных источников географической информации при решении познавательных и

практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к
своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил
безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и
пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа
жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание
важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных
результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
—
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
—
устанавливать существенный признак классификации географических
объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
—
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
—
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;
—
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических
объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
—
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом

самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
—
Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент
познания;
—
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
—
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных
вопросов и проблем;
—
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на
краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических
объектов, причинно- следственных связей и зависимостей между географическими
объектами, процессами и явлениями;
—
оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического
исследования;
—
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных
результатов и выводов;
—
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов,
процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а
также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей
среды.
Работа с информацией
—
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников географической информации с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
—
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию
различных видов и форм представления;
—
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, в различных источниках географической информации;
—
самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
географической информации;
—
оценивать надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
—
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
—
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим
аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
—
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
—
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
—
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
—
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических
проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
—
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных

географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей
всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять
свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
—
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с
исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
—
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и
выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
—
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
—
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
—
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту;
—
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
—
оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
—
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
—
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты
—
Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений,
изучаемых различными ветвями географической науки;
—
приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
—
выбирать источники географической информации (картографические,
текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения
истории географических открытий и важнейших географических исследований
современности;
—
интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и
географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких
источниках;
—
различать вклад великих путешественников в географическое изучение
Земли;
—
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
—
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы)
факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в
развитие знаний о Земле;
—
определять направления, расстояния по плану местности и по
географическим картам, географические координаты по географическим картам;
—
использовать условные обозначения планов местности и географических
карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
—
применять понятия «план местности», «географическая карта»,
«аэрофотоснимок»,
—
«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали»,
«масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;

—
различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель»
и «меридиан»;
—
приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
—
объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
—
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и
географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и
географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать
внутреннее строение Земли;
—
различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная
порода»;
—
различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
—
различать изученные минералы и горные породы, материковую и
океаническую земную кору;
—
показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны,
крупные формы рельефа Земли;
—
различать горы и равнины;
—
классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
—
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их
предупреждения;
—
приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности
человека на примере своей местности, России и мира;
—
приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых
невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих
литосферу;
—
приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и
наличия полезных ископаемых в своей местности;
—
представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за
погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).
—
Гидросфера — водная оболочка Земли. Гидросфера и методы её изучения.
Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах. Реки: горные и равнинные.
Озёра.
—
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Температура воздуха. Суточный
ход температуры воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода
—
температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом.
Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Годовой ход температуры
воздуха.
—

Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения.

—

Погода и её показатели. Причины изменения погоды.

—
Климат и климатообразующие
Взаимовлияние человека и атмосферы.

факторы. Человек

и

атмосфера.

—
Природные зоны своей местности. Изменение природных зон под влиянием
человека. Культурный ландшафт. Культурные ландшафты своей местности: городские,
сельскохозяйственные, промышленные. Человек в культурном ландшафте.

Тематическое планирование
5 класс
№

Тема урока

п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Количе Электронные
ство
(цифровые)
часов
образовательные
ресурсы

География — наука о планете Земля. 1
Что изучает география? Географические
объекты, процессы и явления. Как
география изучает объекты, процессы и
явления.
Географические
методы
изучения 1
объектов
и
явлений.
Древо
географических наук. Практическая
работа. Репортаж о родном крае (по
материалам СМИ) .
Вклад земляков в развитие знаний о 1
Земле.
Жизнь
и
деятельность
известных учёных края. Вклад купцов
в освоении новых земель.
Запуск мини-проектов учащихся в 1

Урок-лекция

Урок-исследование

Творческая мастерская

рамках долговременного проекта
«Как люди открывали и осваивали
территорию
своей
местности.
Современные
исследования
территории. Интересны люди родного
края.
Влияние движения Земли. Движение 1
земли и её значение для жизни
человека и природы. Земля уникальная планета. Смена времён
года
Особенности
своего
края. 1
Астрономический
год.
Народные
праздники
и
приметы
в
дни
равноденствий и солнцестояний.
Ориентирование
на
местности. 1
Определение направлений, азимутов
на местности по компасу, Солнцу и
местным признакам.
1
Изображения земной поверхности
моего
микрорайона.
Виды
изображений
местности.
Интерактивная карта.
План местности. Составление плана 1
местности школьной территории с
помощью
полярной
съемки.

Урок-исследование

Творческая мастерская

Урок-практикум

Работа в группах,
беседа

Проблемный урок

10.

11.

12.
13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Географическая карта микрорайона
проживания.
Определение
географического
положения объектов на территории
проживания, их описание. Разработка
топографической карты уголка родной
природы с оформлением легенды и
нанесением
уникальных
географических объектов. Градусная
сеть на карте микрорайона школы.
Практическая работа. Определение
географических координат крайних
точек области и города Екатеринбурга
Географическое
положение
Екатеринбурга и Свердловской области
Практическая работа. Определение
направлений,
расстояний,
географических координат на карте
Свердловской области и России.
Разработка модели географического
путешествия (похода, экспедиции) на
примере моей семьи.
Из истории заселение территории края.
Коренное население. Стоянки первых
людей на территории области, их связь
с природой. Крепости на территории
края. Разработка экскурсии по фондам
краеведческого музея.
Народы
территории
проживания.
Особенности культуры, жилища, быта и
связь
с
окружающей
природой.
Народные промыслы и умельцы края.
Национальная
одежда,
традиции
народов края. Наша семейная реликвия.
История формирования современного
рельефа. Путешествие в глубь Земли (на
примере
своей
местности).
Геологический
профиль
своей
местности.
Минералы и горные породы своей
местности. Геологические особенности
своей местности.
Практическая работа. Определение
свойств минералов и горных пород
своей местности и возможности их
хозяйственного
использования.
Составление
коллекции
«Горные
породы моей местности».
Стихийные природные явления в
литосфере
своей
местности.
Художественно-поэтическое описание

1

Работа в группах,
беседа

1

Урок-практикум

1

Урок-лекция

1

Урок-практикум

1

Урок-исследование

1

Урок-исследование

1

Урок-исследование

1

Творческая мастерская

1

Урок-исследование

1

Творческая мастерская

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.
29.

30.

31.

стихии
(землетрясение,
оползни,
движения земной коры). Особенности
рельефа своей местности и его
изменение
Практическая
работа.
Описание
рельефа по физической карте и
типовому плану.
Уникальные формы рельефа. Топонимы
объектов литосферы. Исследование
оврага
(урочища)
как
формы
микрорельефа. Влияние человека на
рельеф своего района. Геологические
памятники природы. Человек и мир
камня
(использование
полезных
ископаемых в архитектуре).
Внутренние воды своей местности.
Местоположение крупных объектов
гидросферы.
Топонимы
объектов
гидросферы.
Практическая работа. Нанесение на
контурную карту объектов гидросферы
территории проживания.
Внутренние воды и климат. Опасные
природные явления, связанные с
водами.
Практическая работа. Описание озера,
болота, родника (по выбору)
Памятники
природы
гидросферы
родного края. Влияние человека на
водные
объекты
своего
края.
Экологические проблемы.
Наблюдения за погодой. Обработка
материалов наблюдений за погодой.
Народные приборы наблюдения за
погодой.
Обработка
результатов
наблюдений в программе Excel.
Погода моей местности. Народные
приметы погоды
Практическая работа. Составление
описания погоды по сезонам года. Тип
климата территории проживания и
причины, его формирующие.
Климат и человек. Опасные явления в
атмосфере. Взаимосвязь человека и
атмосферы.
Охрана
атмосферного
воздуха от загрязнения.
Растительный и животный мир суши и
водоёмов своей местности типичные
представители. Почвы своей местности

1

Урок-практикум

1

Работа в группах,
беседа

1

Проблемный урок

1

Работа в группах,
беседа

1

Урок-исследование

1

Урок-исследование

1

Урок-исследование

1

Творческая мастерская

1

Урок-исследование

1

Творческая мастерская

1

Урок-практикум

1

Урок-исследование

32.

33.
34.

Лекарственные растения. Отражение 1
флоры и фауны в устном народном
творчестве народов края. Проблемы
использование
населением
даров
природы. Экологические проблемы
своей местности.
Биологические
памятники
свое 1
местности. Красная книга.
ПТК
своей
местности. 1
Природные зоны своей местности.
Изменение
природных
зон
под
влиянием
человека.
Культурный
ландшафт. Культурные ландшафты
своей
местности:
городские,
сельскохозяйственные, промышленные.
Человек в культурном ландшафте.

Урок-исследование

Урок-исследование
Творческая мастерская

6 класс
№

Тема урока

п/п

1.

2.

3.

4.

5.

Количе Электронные
ство
(цифровые)
часов
образовательные
ресурсы

Краеведение - наука о природе и 1
истории родной земли, ее населении и
хозяйственной деятельности, о связях
между ними, значении краеведения для
человека и общества.
Практическая работа. Нахождение 1
своей местности на картах мира,
России, Урала, Свердловской области,
топографических картах, спортивных
картах, туристических картах.
Абрисы в быту и для выбора профессии. 1
Определение на плане своей местности
направлений, расстояний, азимутов,
абсолютной и относительной высоты
точки.
Чтение рельефа на картах с 1

Урок-исследование

Урок-исследование

Творческая мастерская

использованием
горизонталей.
Тренировочное упражнение « Вышениже-ровно» по сравнению высот
известных точек местности при
чтении различных карт. Чтение
рельефа на картах с использованием
горизонталей.
Освоение плана местности. Выбор
масштаба для составления плана
класса, двора, спортивной площадки.

1

Урок-исследование

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.
15.

Выбор
условных
знаков
для
оформления составленного плана
своего двора или садового участка
Практическая
работа. 1
Ориентирование
на
местности,
определение расстояний направлений и
азимут.
Освоение глазомерной, маршрутной и 1
полярной съемки местности. Изучить
основные виды съемок местности.
Выявить различия и особенности.
Камеральные работы по оформлению
составленных планов. Составление
отчета по проделанным работам,
вычерчивание карты-плана местности,
составление
продольных
и
поперечных профилей рельефа.
1
Определение по географическим
координатам точек. Рассматривание
глобуса и поиск на нем своей
местности.
Обозначение на контурной карте 1
географические
координаты
своей
местности и городов области.
Продолжительность дня и ночи на 1
территории области в разное время.
Определение
на
карте
области
положение
по
географическим
координатам,
по
отношению
к
тропикам, экватору, полярным кругам,
нулевому и 180 меридиану
Положение
области
в
поясах 1
освещённости.
Распределение
солнечного
света
и
тепла
на
поверхности области по сравнению с
экватором и тропиками, полярными
областями планеты. Солнечные часы.
Практическая работа. Определение 1
времени на территории области в
сравнении с Екатеринбургом и другими
городами России.
Условия
и
краткая
история 1
возникновения
участка
литосферы
своей местности. Чтение геологических
и тектонических карт своей местности
Горные
породы
и
минералы 1
Свердловской области и Урала.
Практическая работа. Работа с 1
коллекцией горных пород осадочного
происхождения.

Урок-практикум

Урок-диспут

Работа в группах,
беседа

Проблемный урок
Работа в группах,
беседа

Урок-исследование

Урок-практикум

Урок-исследование

Творческая мастерская
Урок-исследование

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Метаморфические горные породы.
Виды горных пород метаморфического
происхождения.
Условия
их
образования.
История
открытия
крупнейших
месторождений на Урале. Связь
имеющихся
месторождений
с
основными
видами
профессий:
рудознатцы-геологи; каменных дел
мастера-камнерезы
и
ювелиры,
углежоги, металлурги. Горы и равнины
Урала. Изменение гор и равнин во
времени. История движения земной
коры в своей местности. Влияние
человека на изменение рельефа. Роль
природных объектов своей местности в
мировом круговороте.
Связь своей территории с Мировым
океаном и его частями. Остатки
морского прошлого на территории
Свердловской области.
Практическая работа. Нанесение на
контурную карту объектов гидросферы.

1

Творческая мастерская

1

Урок-диспут

1

Работа в группах,
беседа

1

Урок-практикум

Внутренние
воды
Урала
и 1
Свердловской
области.
Выделение
истока, устья, водораздела, бассейна
главной реки данной местности
Гидронимы и люди. Картографическое 1
исследование « Гидронимы и люди».
Загрязнение гидросферы. Связь рельефа
и особенностей вод своей местности..
Практическая работа. Нанесение на 1
контурную карту объектов гидросферы
территории проживания.

Работа в группах,
беседа

Атмосфера над Уралом – ее состав, 1
строение
изменения.
Охрана
атмосферного воздуха над Уралом и
Екатеринбургом. Высота Солнца над
горизонтом и продолжительность дня в
марте, июне, сентябре и декабре в связи
с суточным и годовым вращением
Земли. Погода своей местности.
Построение графика суточного хода 1
температуры воздуха по данным
школьного календаря наблюдений за
погодой.
Атмосферное давление. Ветры нашей 1
местности. Построение графика « Розы
ветров»
по
данным
школьного

Урок-исследование

Урок-исследование

Урок-практикум

Творческая мастерская

Урок-исследование

26.

27.

28.

29.

30.

31.
32.

33.

34.

календаря наблюдений за погодой.
Облака и их связь с ветрами.
Формирование погоды своей местности
в разное время года.
Построение диаграммы облачности и
осадков
по
данным
школьного
календаря наблюдений за погодой.
Облака. Виды облаков на Урале.
Наблюдение
за
облаками
и
облачностью,
фенологический
календарь своей местности.
Климат
Свердловской
области.
Выявление зависимости климата своей
местности
от
географического
положения, сравнение с типами климата
на полюсах, в тропиках и на экваторе.
Наше место в биосфере. Положение
нашей местности на карте природных
зон. Почвы, растительный и животный
мир и человек своей местности
Численность
населения
области.
Расовый и этнический состав. Человек,
как часть природы, его хозяйственная
деятельность.
Основные
типы
населенных пунктов и особенности
домов.
Составление
полного
описания
географического комплекса в месте
проживания одного из коренных
народов Урала.
Краеведческий опыт. Создание карты «
Мой след».
Развитие туризма в нашей местности.
Возможности края для развития
туризма.
Разработка
маршрутов
экскурсий путешествий.
Известные личности, внесшие вклад в
освоение и изучение Урала. Примеры
современных
географических
исследований
на
территории
Свердловской области.
ПТК своей местности. Природные зоны
своей местности. Изменение природных
зон
под
влиянием
человека.
Культурный ландшафт. Культурные
ландшафты своей местности: городские,
сельскохозяйственные, промышленные.
Человек в культурном ландшафте.

1

Творческая мастерская

Урок-диспут

1

Работа в группах,
беседа

1

Проблемный урок

1

Работа в группах,
беседа

1

Урок-исследование

1

Урок-исследование

1

Урок-исследование

1

Творческая мастерская



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.