ОП Отделение изобразительного искусства (10-11 класс)

Оглавление
№
1

Содержание

стр

Комплекс основных характеристик программы

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Сводный учебный план

8

1.3

Учебный - тематический план. Планируемые результаты.

11

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

16

2.1

Календарный учебный график

17

2.2

Условия реализации программы

17

2.3

Формы и методы контроля, система оценок

18

2.4

Оценочные материалы

19

2.5

Методические материалы

20

2.6

Материально-технические условия

24

2.7

Рабочая программа воспитания

24

2.8

Календарный план воспитательной работы

26

2.9

Сведения о разработчиках

29

2.10 Аннотация
Приложения
1.

Рабочие программы предметов

29

РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительное образование детей является важной составляющей образовательного пространства в современном российском обществе. Оно востребовано и
нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как
органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Процесс воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования
осуществляется с учетом индивидуальных особенностей развития, способностей,
потребностей и интересов детей, что способствует их самовыражению и самореализации.
Дополнительное образование – сфера свободного самоопределения личности, и для
существования этой сферы необходимо наличие вариативных и дифференцированных
педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию
образовательные потребности детей и их родителей.
Одним из важнейших направлений в современном дополнительном образовании
является художественное воспитание – целенаправленный процесс формирования
творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать,
оценивать прекрасное в жизни и искусстве. В процессе художественного воспитания в
ребенке воспитывается стремление самому участвовать в преобразовании окружающего
мира, приобщаться к художественной деятельности, а также развиваются творческие
способности. Эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса и
созидательного мировоззрения у обучающихся способствует решению задачи
формирования гармонически развитой личности. Художественное воспитание
направленно на формирование высшей человеческой чувственности, без которой нет и не
может быть ни познания, ни понимания истины, доброты, красоты и утверждения их в
жизни. Искусство способно влиять на нравственность человека, а нравственность — это
система, которая развивается всю жизнь, она позволяет постоянно работать над собой,
своими желаниями, своим поведением. Между нравственностью и эстетикой существует
полная и глубокая связь.
Художественное воспитание, изобразительная деятельность – одна из центральных
составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии
детей.
Изобразительная деятельность развивает органы чувств и особенно зрительное
восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать;
воспитывает волевые качества, творческие способности, художественный вкус,
воображение; знакомит с особенностями художественного языка; развивает эстетическое
чувство: умение видеть красоту форм, движений, пропорций, различных цветосочетаний,
необходимых для понимания искусства; способствует познанию окружающего мира.
Целенаправленные и систематические занятия изобразительным искусством
способствуют формированию основы художественной культуры обучающихся,
способствуют развитию эстетического вкуса, эмоционально-ценностного видения мира.
Развивают наблюдательность, ассоциативное и визуально-пространственное мышление,
художественный вкус и творческое воображение. Изобразительное искусство направлено в
основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления,
что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Дополнительное образование в гимназии является составной частью единого
образовательного пространства и создает условия для развития личности в сфере

свободного времени с учетом ее разнообразия, потребностей и интересов.
Дополнительное образование Гимназии рассматривается как развивающая среда.
На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ
ориентировано на:
 создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной
социализации и профессионального самоопределения;
 удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно – эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях
физической культурой и спортом;
 формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие
и поддержку талантливых учащихся;
 обеспечение духовно – нравственного, гражданского, патриотического, трудового
воспитания учащихся;
 воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать
и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
 формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
 формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
 воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
а
также
профессиональной
требовательности;
 выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации,
 умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного
контроля за своей учебной деятельностью,
 умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков
взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
 уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,
 определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Ближайшее социокультурное, бытовое, окружение человека является мощным фактором
социализации личности, тем более молодой, не сформировавшейся. Место проживания это социальная среда, которая способна существенно влиять на социальные роли молодого
человека. Будущее молодого поколения во многом зависит от того, удастся ли создать
нравственно-здоровые условия именно в жилых микрорайонах. Физическая культура и
спорт призваны сыграть ведущую роль в формировании здорового образа жизни детей,
подростков и молодежи, поэтому развитие массового спорта среди детей и молодежи
является приоритетным направлением молодежной политики.
Приоритетными задачами дополнительного образования гимназии являются:
 развитие мотивации учащихся к самообразованию;
 развитие творческих способностей;
 обеспечение исследовательской направленности к учебной деятельности
обучающихся;
 включение в социально – полезную деятельность;
 профессиональное и личностное самоопределение детей;

 организацию интеллектуального содержательного досуга и занятости;
Дополнительная образовательная программа формируется с учетом возрастных
особенностей общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Направленность программы - художественная
Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана программа:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
 Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 утверждены Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021.
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
 Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября
2015 г. № 09-3242;
 Устав ОО.
 Положение о дополнительном образовании, утвержденное приказом директора
МАОУ Гимназии № 8 от 14.12.2018 № 230-У.
Уровень освоения программы – продвинутый
Актуальность программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа актуальна на
сегодняшний момент, поскольку позволяет систематизировать основные методики
обучения живописи в духе тенденций современного изобразительного искусства с учетом
уровня развития современной ученической аудитории.
В программе даются все необходимые сведения по учебной академической
живописи, для которой характерны решение колористических, композиционных и
тональных задач.
Методика обучения предусматривает овладение такими широко применяемыми в
школьной практике изобразительными материалами, как акварель и гуашь. Изучая эти
техники, обучающиеся знакомятся с основными методами работы над натюрмортом.
Новизна:
прослеживается во введении современных технологий, методов и приемов в заключается в
том, что она разработана для обучающихся отделения изобразительного искусства
гимназии. В программе учитываются возрастные и психологические особенности
обучающихся.
Отличительные особенности программы
Программа разработана для обучающихся 10 -11 классов отделения изобразительного
искусства гимназии. Направленная на подготовку к поступлению детей в образовательные
учреждения СПО и ВУЗы.
Педагогическая целесообразность
Программа разработана с учетом многолетнего педагогического опыта работы в области

изобразительного искусства в гимназии.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач
эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественнотворческой и практико-ориентированной. В целом занятия изобразительным искусством в
рамках данной программы помогают детям осознать связь искусства с окружающим
миром, позволяют расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании
художественной среды. Дети овладевают языком искусства, учатся работать различными
доступными материалами, что развивает их творческие способности. Полученные знания,
умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития ребенка, как в более
углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
связана с направлением образовательного процесса на всестороннее развитие
обучающегося, его музыкальную подготовку в соответствии с требованиями и уровнем
подготовки выпускника Блока искусств лицея им. С.П. Дягилева.
Основу программы составляют следующие положения:
- применение принципа постепенного усложнения материала;
- использование в программе лучших образцов западноевропейской, русской,
советской, современной музыки. Это дает возможность формировать художественный
вкус и кругозор обучающемуся, гармонично развивать его личностные и творческие
способности;
- практическое применение теоретических знаний.
Адресат программы: программа разработана для детей 6,5-16 лет, рассчитана на 9 лет
обучения.
Цель программы:
Закрепление и расширение полученных в течение учебного года знаний и навыков,
выработка умения творчески применять их при изображении объемных предметов в цвете
в условиях искусственного и естественного освещений.
Задачи:
Обучающие:
 приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных
работ и опыта творческой деятельности;
Развивающие:
 формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок
и потребности общения с духовными ценностями;
 формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности.
Воспитательные:
 воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
 выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать
свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной
деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию
навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном
процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,
определению наиболее эффективных способов достижения результата.
 воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов.
Срок и объем реализации:

При
реализации
общеобразовательная
общеразвивающей
программы
художественной направленности «Отделение изобразительного искусства» сроком
обучения 9 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части по предметным
областям (далее ПО).
ПО 01. составляет 578 часов, в том числе и учебным предметам (УП):
ПО.01 «Рисунок» - 136 часов,
УП.02 «Живопись» - 136 часов,
УП.03 «Шрифтовая композиция» - 68 часов;
УП.04 «Академический рисунок» - 238 часов;

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на дополнительный год обучения (10-11 класс) по общеразвивающей общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства «Отделение изобразительного искусства»

6

7

8

9

11-й класс

Экзамены по
полугодиям

5

Распределение по
учебным полугодиям
10-й класс

Зачеты,
контрольные
уроки по
полугодиям

Трудоемкость
в часах
4

Индивидуальн
ые занятия

3

Мелкогруппов
ые занятия

2

Аудиторные занятия
(в часах)
Групповые
занятия

1

Наименование частей,
предметных областей,
разделов, учебных предметов

Самостоятель
ная работа

Трудоемкость
в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максимальная
учебная
нагрузка

Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям)

10

Структура и объем ОП
Аудиторная нагрузка

578

Недельная нагрузка
в часах

Художественное творчество
Рисунок
Живопись
Шрифтовая композиция
Академический рисунок

136
136
68

136
136
68

1,2
1,2
1,2

-

4
4
2

238

238

3,4

-


10

34

ПО.01.
ПО.01.УП.01
ПО.01.УП.02
ПО.01.УП.03
ПО.01.УП.04

11

Количество недель
аудиторных занятий

578
Количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов

578

578
8



34

7
7

Примечание к учебному плану
1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые
занятия – от 11 человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек.
2. Итоговая аттестация не предусмотрена.

Начало учебного года
- 01.09.2021 г.
Окончание учебного года – 31.05.2022 г.
Номер
учебной
недели
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Даты учебной
недели
01.09.2021 –
05.09.2021
06.09.2021 –
12.09.2021
13.09.2021 –
19.09.2021
20.09.2021 –
26.09.2021
27.09.2021 –
03.10.2021
04.10.202110.10.2021
11.10.2021 –
17.10.2021
18.10.2021 –
24.10.2021
25.10.2021 –
31.10.2021
08.11.2021 –
14.11.2021
15.11.202121.11.2021

Номер
учебной
недели
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Даты учебной
недели
22.11.2021 –
28.11.2021
29.11.2021 –
05.12.2021
06.12.2021 –
12.12.2021
13.12.2021 19.12.2021
20.12.2021 –
26.12.2021
10.01.2022 –
16.01.2022
17.01.2022 –
23.01.2022
24.01.2022 –
30.01.2022
31.01.2022 –
06.02.2022
07.02.2022 –
13.02.2022
14.02.2022 –
20.02.2022

Номер
учебной
недели
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Сроки и продолжительность летних
каникул
Сроки промежуточной аттестации
1 полугодие
2 полугодие
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

с 01.06.2021 г. по 31.08.2021г.
(92 календарных дня)
с 13.12.2021 г. по 26.12.2021г.
с 17.05.2022 г. по 29.05. 2022г.
с 25.10.2021 г. по 31.10.2021г.
с 13.12.2021 г. по 27.12.2021г.
с 14.03.2022 г. по 20.03.2022г.
с 16.05.2022 г. по 22.05. 2022г.

Даты учебной
недели
21.02.2022 –
27.02.2022
28.02.2022 –
06.03.2022
07.03.2022 –
13.03.2022
14.03.2022 –
20.02.2022
28.03.2022 –
03.04.2022
04.04.2022 –
10.04.2022
11.04.2022 –
17.04.2022
18.04.2022 –
24.04.2022
25.04.2022 –
01.05.2022
02.05.2022 –
08.05.2022
09.05.2022 –
15.05.2022
16.05.2022 –
22.05.2022

1.3 Учебно — тематический план
ПО.01.УП.01. «Рисунок»
Условия реализации программы
Еженедельная нагрузка в период занятий по рисунку включает теоретические и
практические часы, а также организационную и воспитательную работу.
Форма обучения, форма проведения учебных занятий.
Форма обучения – очная.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом
уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы
от 8 до 15 человек.
Планируемые результаты освоения программы:
- знание о закономерностях построения художественной формы и особенностей ее
восприятия и воплощения;
- знание способов передачи пространства, композиции, законов линейной
перспективы, равновесия, плановости;
- умение применять сформированные навыки по учебным курсам: композиция,
история искусства;
- умение сочетать различные виды набросков и зарисовок в работе над
композиционными эскизами;
- навыки передачи световоздушной перспективы;
- навыки восприятия натуры в среде;
- навыки работы над тематической композицией.
Сведения о затратах учебного времени
№

Наименование учебного
предмета

Кол-во
учебных
недель
34

10 класс

всего

136
8

136
8

1
2

Рисунок
В т.ч. теория

3

В т.ч. практика

128

128

Всего часов:

136

136

Учебно – тематический план
Первый год обучения
№

2
2

32
26

3

Рисунок капители
34
Рисунок натюрморта
28
повышенной сложности из
предметов различных по
форме материалу
Наброски с фигуры человека. 6

Формы
аттестации
/контроля
Просмотр
Просмотр

1

5

Просмотр

4

Рисунок интерьера

34

2

32

Просмотр

5

Зарисовки и наброски
группы фигур людей в
разных положениях (стоя,

34

1

33

Просмотр

1
2

Наименование тем

Количество часов
Всего Теория Практика

сидя) в интерьере.
Итого

136

8

128

- рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.).

№
п/п

ПО.01.УП.02. «Живопись»
Наименования раздела, темы
Количество часов
всего

Формы
теори практик аттестации
(контроля)
я
а

1

Натюрморт из предметов контрастных по
цвету

24

2

22

просмотр

2

Натюрморт с ярко выраженными
рефлексами.

20

1

19

просмотр

3

Натюрморт из предметов быта
насыщенного цвета на нейтральном фоне.

32

4

28

просмотр

4

Этюд интерьера в неглубоком
пространстве (угол мастерской).

30

2

28

просмотр

5

Натюрморт с гипсовой архитектурной
деталью

30

2

28

просмотр

136

11

125

Итого

При оценивании работ обучающихся учитывается уровень следующих умений и
навыков:
6 год обучения

передавать цельность и законченность в работе;

строить сложные цветовые гармонии;

грамотно передавать сложные светотеневые отношения;

грамотно передавать пропорции и объем предметов в
интерьере;

находить образное и живописно-пластическое решение
постановки;

определять колорит;

свободно
владеть
передачей
тональных
отношений
световоздушной среды;

свободно владеть передачей объема предметов, плановости
световоздушной среды;

свободно владеть передачей материальности различных
предметов.

ПО.01.УП.03. «Шрифтовая композиция»
Объем учебного времени, отводимого на занятия, составляет 1 год, 68 часов в год.
Объем программы за весь период обучения составляет 68 часов.
Проведение учебных занятий.
Форма обучения – очная.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом
уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы
от 7 до 15 человек.
Обучение проходит еженедельно по 2 часа в неделю в течение учебного года.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:

основные понятия и термины в шрифте;

основные приемы и способы передачи шрифтового графического
изображения посредством различных техник шрифтовой графики;

основы шрифтовой композиции;

типологию шрифтовых композиционных средств и их взаимодействие;

цвет и цветовую гармонию в шрифте, шрифтовой композиции;

способы трансформации шрифта;

знать приѐмы бумагопластики.
Уметь:

использовать навыки выполнения шрифтовых композиций с использованием
различных графических материалов и инструментов.

различать произведения дизайна по эпохам, странам, стилям и
направлениям,

ориентироваться в основных направлениях и формах рекламного дела;

самостоятельно проводить анализ рекламной продукции;

применять полученные знания для создания рекламных афиш, обложек книг
и любой другой продукции, где применяется шрифт:

исторические и культурные аспекты рекламного дела

воспроизводить те стили письма, которые явились этапными в
формировании формы современного шрифта; владеть основными навыками в работе со
шрифтами; владеть навыком работы со шрифтом как с типографским материалом.

эстетично оформлять работы;

приобрести элементарные навыки в работе с материалами и техникой
бумагопластики.
Владеть:

навыками создания и компоновки надписей различными видами шрифтов;

общей шрифтовой грамотой;

навыками организации шрифтовой композиции в листе;

навыками самостоятельной работы с учебной, справочной литературой,
техническими руководствами по шрифтам;

владеть различным приемам работы с бумагой.

Учебно- тематический план
Наименование тем
Количество часов
Всего Теория Практика

№
1

Беседа о композиции

4

2

2

Формы
аттестации
/контроля
Просмотр

2

Антиква

6

1

5

Просмотр

3

Ренессансная антиква

6

1

5

Просмотр

4

Современный шрифт

6

1

5

Просмотр

5

Классический шрифт (ретро)

6

1

5

Просмотр

6

Импровизация

4

1

3

Просмотр

7

Обложка

6

1

5

Просмотр

8

Афиша

6

1

5

Просмотр

9

Реклама

8

1

7

Просмотр

10

Пластика поверхности

16

2

14

Просмотр

Итого

68

12

56

ПО.01.УП.04. «Академический рисунок»
Срок и объем реализации
Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Академический рисунок» проводятся два раза в неделю по четыре и три академических
часа,проводятся в течение учебного года по 7 часов в неделю. Продолжительность занятий
составляет 30 недель. Объем учебного времени, отводимого на занятия по данной
программе, составляет 210 часов в год.
Условия реализации программы
Образовательный процесс по данной программе включает теоретические и
практические часы, а также организационную и воспитательную работу.
Занятия проводятся в аудиториях, оборудованных рабочими местами для занятий
рисунком, наглядными пособиями и натурными постановками.
Планируемые результаты освоения программы
 знание способов композиционного размещения изображаемых предметов;
 умение применять полученные навыки на занятиях рисунка и композиции при
компоновке и конструктивном построении;
 знание законов моделирования объемной формы цветом и тоном;
 умение правильно находить цветовые и тональные отношения в изображаемом
натюрморте;
 умение передавать материальность предметов;
 умение передавать настроение, состояние в колористическом решении
натюрморта;
 навыки восприятия натуры;

 навыки передачи световоздушной перспективы;
 навыки работы над эскизом.
Учебно-тематический план
№

Наименование тем

Количество часов
Всего Теори Практик
я
а
3
3
-

Формы аттестации /
контроля

1

Вводная беседа.

2

Упражнение на линию, штрих,
пятно.

15

2

13

Просмотр работ

3

Две композиции в квадрате на
20
использование разных
графических приемов.
Линейно - перспективный
30
рисунок простых геометрических
тел по представлению.
Светотеневой рисунок
28
натюрморта из простых
геометрических тел с натуры.

2

18

Просмотр работ

4

26

Просмотр работ

2

26

Просмотр работ

6

Череп человека.

28

2

25

Просмотр работ

7

34

8

26

Просмотр работ

4

4

-

Беседа

9

Части лица - нос, губы, ухо и
глаз.
Вводная беседа о рисунке
гипсовой головы. Классические
пропорции головы.
Голова Зевса.

35

2

33

Просмотр работ

10

Голова Гатта Мелаты.

39

2

37

Просмотр работ

ИТОГО:

238

31

207

4
5

8

Беседа

РАЗДЕЛ № 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график.

Начало учебного года
- 01.09.2021 г.
Окончание учебного года – 31.05.2022 г.
Номер
учебной
недели
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Даты учебной
недели
01.09.2021 –
05.09.2021
06.09.2021 –
12.09.2021
13.09.2021 –
19.09.2021
20.09.2021 –
26.09.2021
27.09.2021 –
03.10.2021
04.10.202110.10.2021
11.10.2021 –
17.10.2021
18.10.2021 –
24.10.2021
25.10.2021 –
31.10.2021
08.11.2021 –
14.11.2021
15.11.202121.11.2021

Номер
учебной
недели
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Даты учебной
недели
22.11.2021 –
28.11.2021
29.11.2021 –
05.12.2021
06.12.2021 –
12.12.2021
13.12.2021 19.12.2021
20.12.2021 –
26.12.2021
10.01.2022 –
16.01.2022
17.01.2022 –
23.01.2022
24.01.2022 –
30.01.2022
31.01.2022 –
06.02.2022
07.02.2022 –
13.02.2022
14.02.2022 –
20.02.2022

Номер
учебной
недели
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Сроки и продолжительность летних
каникул
Сроки промежуточной аттестации
1 полугодие
2 полугодие
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Даты учебной
недели
21.02.2022 –
27.02.2022
28.02.2022 –
06.03.2022
07.03.2022 –
13.03.2022
14.03.2022 –
20.02.2022
28.03.2022 –
03.04.2022
04.04.2022 –
10.04.2022
11.04.2022 –
17.04.2022
18.04.2022 –
24.04.2022
25.04.2022 –
01.05.2022
02.05.2022 –
08.05.2022
09.05.2022 –
15.05.2022
16.05.2022 –
22.05.2022

с 01.06.2021 г. по 31.08.2021г.
(92 календарных дня)
с 13.12.2021 г. по 26.12.2021г.
с 17.05.2022 г. по 29.05. 2022г.
с 25.10.2021 г. по 31.10.2021г.
с 13.12.2021 г. по 27.12.2021г.
с 14.03.2022 г. по 20.03.2022г.
с 16.05.2022 г. по 22.05. 2022г.

2.2 Условия реализации программы
Программа рассчитана на 2года обучения, составлена в соответствии с возрастными
возможностями и учетом уровня развития детей. Осуществляется мелкогрупповая форма
занятий, дифференцированный подход к каждому ребенку через воспитание устойчивого
интереса к учебным предметам, самостоятельности, инициативности, дисциплины и
работоспособности. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая
проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Форма обучения, форма проведения учебных занятий.
Форма обучения - очная.

Формы проведения занятий - групповая – 7 человек.
2.3 Оценочные материалы. Формы и методы контроля, система оценок
ОП.01. УП.01 «Рисунок»
Аттестация обучающихся осуществляется по оцениванию выполненных работ.
Оценивание происходит по трѐхбалльной системе:
1 – низкий уровень,
2 – средний уровень,
3 – высокий уровень.
Критерии оценок
Высокий уровень(5 баллов) предполагает:
 грамотную компоновку в листе;
 точный и аккуратно выполненный подготовительный рисунок (при работе с
цветом);
 соблюдение правильной последовательности ведения работы;
 свободное владение линией, штрихом, тоном, передачей цвета;
 свободное владение передачей тональных и цветовых отношений с учетом
световоздушной среды;
 грамотная передача пропорций и объемов курсов в пространстве;
 грамотное использование выразительных особенностей применяемых
материалов и техник;
 цельность восприятия изображаемого, умение обобщать работу;
 самостоятельное выявление и устранение недочетов в работе.
Средний уровень (4 балла, 3 балла) предполагает:
 небольшие неточности в компоновке и подготовительном рисунке;
 неумение самостоятельно выявлять недочеты в работе, но самостоятельно
исправлять ошибки при указании на них;
 незначительные недочеты в тональном и цветовом решении;
 недостаточная моделировка объемной формы;
 незначительные ошибки в передаче пространственных планов.
Низкий уровень(2 балла) предполагает:
 существенные ошибки, допущенные при компоновке;
 грубые нарушения пропорций, перспективы при выполнении рисунка;
 грубые ошибки в тональных отношениях;
 серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении;
 небрежность, неаккуратность в работе, неумение довести работу
завершенности;
 неумение самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе.

до

ОП.01. УП.02 «Живопись»
Срок и объем реализации
Занятия живописью проводятся в течение учебного года по 1,5 часа в неделю.
Объем учебного времени, отводимого на занятия живописью, составляет 51 час в год для
обучающихся 1 года обучения, обучение ведется по полугодиям: 1 час в неделю в 1
полугодие, 2 часа в неделю во второе полугодие учебного года.
Объем программы за весь период обучения составляет 51 час.
Условия реализации программы
Учебный процесс по живописи включает теоретические и практические часы, а
также организационную и воспитательную работу.

Занятия проводятся в аудиториях, оборудованных рабочими местами для занятий
живописью, наглядными пособиями и натурными постановками.
Форма обучения, форма проведения учебных занятий.
Форма обучения – очная.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом
уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы
от 7 до 15 человек.
Во время занятий обучающиеся выполняют длительные и кратковременные работы
под руководством педагога.
Кроме заданий, выполненных на занятии, обучающимся рекомендуется делать
наброски с натуры во внеурочное время.
Задания по программе выполняются на форматах А1, А2 и А3.
По окончании четверти проводится просмотр всех работ с их оценкой по всем
предметам, организуется отчетная выставка с обсуждением.
Лучшие работы формируют методический фонд, на основе которого идет
системное обучение обучающихся, а также является одной из составляющих выставочной
деятельности.
Выполнение программы в полном объеме обязательно для всех обучающихся
отделения изобразительного искусства.
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация обучающихся осуществляется по оцениванию выполненных работ. В
основу оценивания заложен уровневый подход:
5 – высокий уровень(5 баллов).
4 – средний уровень(4 балла, 3 балла),
3 – низкий уровень(2 балла),
Критерии оценок предполагает:
 грамотную компоновку в листе;
 точный и аккуратно выполненный подготовительный рисунок;
 соблюдение правильной последовательности ведения работы;
 свободное владение линией, тоном, цветом;
 свободное владение передачей тональных и цветовых отношений с учетом
световоздушной среды;
 грамотная передача пропорций и объемов предметов в пространстве;
 грамотное использование выразительных особенностей применяемых
материалов и техник;
 цельность восприятия изображаемого, умение обобщать работу;
 самостоятельное выявление и устранение недочетов в работе.
Средний уровень предполагает:
 небольшие неточности в компоновке и подготовительном рисунке;
 неумение самостоятельно выявлять недочеты в работе, но самостоятельно
исправлять ошибки при указании на них;
 незначительные недочеты в тональном и цветовом решении;
 недостаточная моделировка объемной формы;
 незначительные ошибки в передаче пространственных планов.
Низкий уровень предполагает:
 существенные ошибки, допущенные при компоновке;
 грубые нарушения пропорций, перспективы при выполнении рисунка;
 грубые ошибки в тональных отношениях;
 серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении;

 небрежность, неаккуратность в работе, неумение довести работу
завершенности;
 неумение самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе.

до

2.5 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Интернет-ресурсы:
1. Галерея визуального искусства http://www.artni.ru/
2. Изобразительное искусство в школе ttp://www.art- in-schooi.narod.ru/
3. Искусство в школе http://art-in-schooi.narod.ru/
4. Искусство и образование http://www. art-in-schooi.ru/art/index.php?paqe=00
5. Институт художественного образования http://www.art-education.ru/
6. Каталог Музеи России http://www.museum.ru/
7. Культура и искусство Древнего Египта http://www.kemet.ru/
8. Музей им. Пушкина http://www.museum.ru/gmii/
9. НИИ художественного образования РАО http://art-education.ioso.ru/
10. Русская культура http://www.russianculture.ru/
11. Русский музей http://www.rusmuseum.ru/
12. Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru/
13. Электронный каталог учебных изданий http://www.ndce.ru/
14. Электронный научный журнал «Педагогика и искусства» http://www.arteducation.ru/AEmagazine/for-authors.htm
15.Дымковская игрушка [электронный ресурс]/ О. Васильев. – Режим доступа:
http://история-вещей.рф/igryi/dyimkovskaya- igrushka.html , свободный. (Дата обращения:
01.04.19).
16.Чистый источник. Каргопольская игрушка [электронный ресурс]/ Svasti Asta. – Режим
доступа: https://www.perunica.ru/chistiy_ist/1190-kargopolskaya-glinyanaya-igrushka.html ,
свободный. (Дата обращения 10.06.19).
17.Элементы филимоновской росписи. Технология росписи филимоновской игрушки
[электронный ресурс]/ М. Камнева. – Режим доступа: http://fb.ru/article/169156/elementyifilimonovskoy-rospisi-tehnologiya-rospisi-filimonovskoy-igrushki , свободный. (Дата
обращения 30.05.19).
18.https://staminaon.com/ru/
19.http s: //nabiraem.ru/games/fence/
20.https://nabiraem.ru/games/balls/
21.https: //nabiraem. ru/games/keyboard/
22.smallbay.ru - "Планета SmallBay". Виртуальный музей живописи, скульптуры,
архитектуры
23. museum-online.ru - "Виртуальный музей живописи" Картины художников. Биографии
художников. История живописи. Музеи живописи
24. hermitagemuseum.org - "Эрмитаж" История. Шедевры. Выставки
25. museum.ru - "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина" История. Коллекции
26. tretyakov.ru "Государственная Третьяковская галерея" История, экспозиция, выставки
27. rusmuseum.ru - "Государственный Русский музей" Санкт-Петербург История.
Выставки. Коллекции
28. artyx.ru - Энциклопедия искусств.в 6-ти томах. "Всеобщая история искусств"
29. taralex.da.ru - "Галерея русской классической живописи"
30. nearyou.ru - сайт "Музеи Европы".

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

22.

23.

24.
25.
26.

Список учебной и методической литературы
Бялик В., Мацкевич В. «Путешествие в мир русской живописи». - М. Просвещение,
2000.-196 с.
Графика. Серия: «История искусства для детей». -М.: Росмэн, 2007.- 276 с.
Дмитриева Н. А. «Краткая история искусств». - М.: АСТ - ПРЕСС Галарт, 2004. - 356
с.
Ермильченко Н.В. «Возрождение». Серия: «Что есть что в искусстве». - М.:
Просвещение, 2001. - 258 с.
Малов В. «Музеи». Серия: «Что есть что в искусстве». - М.: Просвещение, 2000. - 279
с.
«Скульптура». Серия: «История искусства для детей». -М.: Росмэн, 2004.285 с.
Франсуаза Барб - Галь. «Как говорить с детьми об искусстве». -М.: Росмэн, 2007. - 385
с.
Энциклопедический словарь юного художника. Сост. Платонова Н. И., Синюков В. Д.
-М.: Просвещение, 1983. - 238 с.
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. – М.: Советский композитор, 1992.-45 с.
Баранова Г, Четверухина А. Первые шаги маленького пианиста. –М.: Музыка, 1997. –
41с.
Баренбойм Л, Перунова Н. Путь к музыке.- Ленинград.: Советский композитор,1988.
– 38с.
Геталова О., И. Визная И. В музыку с радостью. – С-Пб.: Композитор, 2001.- 49с.
Григ Э. Лирические пьесы для фортепиано. – М.: Музыка, 1975. – 156 с.
1981. – 126 с
Иванов А., Ляховицкая С. Альбом фортепианных пьес. – М.: Сов Композитор,
Лешгорн А. Этюды соч. 66 - М.: Музыка, 1981. – 153 с.
Любомудров Н., Сорокин К., Туманян А. Хрестоматия педагогического репертуара
для фортепиано выпуск 1 . – М.: Музыка, 1965. – 77 с.
Манакова И., Смирнова И. Волшебные звуки. - Каменск-Уральский.: Калан, 1998. –
18с.
Пороцкий В. Фортепианная музыка ансамбли, выпуск 9 - М.:Советский композитор,
С. Голованова С. Пьесы. тетрадь 1 – М.: Крипто-логос, 1997. – 64 с.
Серия книг. Школа рисования. Подробный практический курс - М: ООО ТД
«Издательство Мир книги», 2006 ( в том числе: «Графика», «Живопись», «Цвет и свет
в живописи», «Фигура человека», «Акварель», «Пастель», «Пейзаж», «Портрет»,
«Натюрморт» и др.);
Серия книг Ольги Шматовой: «Самоучитель по рисованию гуашью», «Самоучитель
по рисованию акварелью», «Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными
карандашами». Экспресс-курс: обучение с нуля шаг за шагом. – М: «Эксмо», 2010;
Серия книг Н.М. Сокольниковой: «Основы живописи», «Основы рисунка», «Основы
композиции», «Краткий словарь художественных терминов». – Обнинск, Издательство
«Титул», 1996;
Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека. Учебники – М: «Просвещение», 2013;
Г.М. Логвиненко. Декоративная композиция. – М: «Владос», 2010;
Серия «Искусство – детям». Рабочие тетради: «Дымковская игрушка»,
«Филимоновские свистульки», «Хохломская роспись», «Городецкая роспись»,

27.

28.
29.
30.

«Жостовский букет», «Мезенская роспись» и др. – М: Издательство «Мозаика-Синтез»
и др.
Таблицы и схемы: рисование геометрических тел; светотеневая моделировка;
цветоведение; линейная перспектива; воздушная перспектива; пропорции головы
человека; пропорции фигуры человека; многослойная живопись акварелью;
схематические варианты композиции; выразительные средства композиции и др.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл.: В 4 ч.
– Ч.1. Основы рисунка; Ч. 2. Основы живописи; Ч. 3. Основы композиции; Ч. 4.
Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 2006 г. -158 с.
Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях)– М.: Юный художник, 2001-2002 г.– 58 с.

Список литературы для обучающихся:

1. Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991. – 200 с.
2. Алексеева А.И. Пока рука держит кисть. –М.: Высшая школа, 1982. – 264 с.
3. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994. – 126 с.
4. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002. – 156 с.
5. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001. -140с.
6. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002. – 86 с. 6.
7. Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987. – 204 с.
8. ГолубеваО.Л. «Основы композиции»
9. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.:РОСМЭН, 2002. – 164 с.

10.Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002. – 116 с.
11. Даглдиян К. «Декоративная композиция».
12.Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 280 с.
13.Жданова Н.С. Перспектива.- М.: ВЛАДОС, 2004. – 244 с.
14.Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002. - 420 с.
15.Катханова Ю.Ф. Дизайн для младших школьников. – М.: Просвещение, 1994. -142 с.
16.Неменский Б.М. Мудрость красоты. –М.: Изобразительное искусство, 1987.–285 с.
17.Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. –М. Изобразительное
искусство,1984–355 с.
18.Сомов « композиция в технике»
19.Школа изобразительного искусства: вып.1-3: Учебное пособие. –Изобразительное
искусство, 1986 -155 с.
Литература для педагогов:

1.
Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для
Учителя. – М.: Просвещение, 1984
2.
Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,
2002. – 176 с.
3.
Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. – М.: Изобразительное
искусство, 1985. – 120 с.
4.
Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,
2002. – 176 с.

5.
1.
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.:
Просвещение, 1982. – 191 с.
2.
Барщ А М. Рисунок в средней художественной школе. -М.:Академия художеств,
2013. -284с.
3.Васильев А.А. Живопись натюрморта: акварель: Учеб. пособие; 3-е изд., перераб. и доп.
Краснодар: (Кубанский гос. ун-т.) 2004. 98 с.
3.
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.:
Просвещение, 1982. – 144 с.
4.Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1984.
5.Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /
Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. -256 с.
6.Дранков В.Л. Психология художественного творчества / Учеб. пособие. – Л.: ЛГИК им.
Н.К. Крупской, 1991. – 77 с.
7.Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов –
слушателей фак. обществ. профессий. – М.: Просвещение, 1988. – 272 с.: ил.
8.Кальнинг А.К. Акварельная живопись. М., 1968.
9.Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа. Некоторые
размышления о профессии. - М., «Просвещение», 1972. – 80 с.
10.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.:
Просвещение, 1980 – 239 с.
11.Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях
рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. – М.:
Просвещение, 1987. – 176 с.: ил.
12.Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное
пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. 310 с.
13.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
14.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3.
Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.: цв. ил.
15.Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /
Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. -256 с.
16.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр
«Академия», 1999. – 368 с., 12 л. ил.: ил.
17.Школа изобразительного искусства: Вып. 5: Учеб.-метод. пособие / Российская акад.
художеств. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изобраз. искусство, 1994. – 200 с.: ил.
18.Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – 2-е
изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с., ил.
19.Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции»: Метод.
пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1983. – 127 с., ил.
Кадровое обеспечение программы
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее профессиональное
или высшее образование в сфере хореографического искусства, обладающий
достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями. Программа
предусматривает обязательное комплектование концертмейстера хора, имеющего
образование не ниже среднего специального в сфере музыкального искусства.
Педагог дополнительного образования - высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка,
секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к

стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
2.6 Материально-технические условия
Учебный кабинет (включая типовую мебель) (1 единица на группу; 100% времени
реализации программы)
Мольберт (15 единиц на группу; 55% времени реализации программы)
Натурный фонд (муляжи, предметы утвари) (1 единица на группу; 75% времени
реализации программы)
Проектор с экраном (мультимедиа) (1 комплект на группу; 35% времени реализации
программы)
Натурный фонд (муляжи, предметы утвари) (1 единица на группу; 70% времени
реализации программы)
2.7.Рабочая программа воспитания.
Изобразительное искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности.
Личность человека может полностью сформироваться и раскрыться лишь при помощи
искусства. Таким образом, с одной стороны искусство служит средством познания
окружающего мира, а с другой – средством воспитания.
Воспитательную работу нельзя рассматривать как некое дополнение к процессу
обучения. Она должна составлять с ним органичное единство. Надо стремиться к тому,
чтобы обучение стало воспитывающим.
Занятия рисованием близки эмоциональной натуре ребѐнка. Под влиянием творчества
развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.
Преподаватель не должен ни на минуту забывать о своей ответственности за воспитание
полноценной, гармонично развитой личности и не имеет права замыкаться в рамках узкого
профессионализма. Занятия на уроках изограмоты неотделимы от обще эстетического
воспитания учащихся: нужно прививать ученику любовь к искусству, научить
воспринимать художественные произведения во всѐм их многообразии, глубине, красоте.
Одна из основных задач при обучении рисованию - это сохранение и развитие живого
непосредственного ощущение изобразительного искусства и понимание его, воспитание
внутренней культуры, как части общей духовной культуры.
Являясь наглядным, образным отражением действительности, выражением
определенной мысли, идеи художника, изобразительное искусство несет в себе огромные
воспитательные функции, причем воздействие изобразительного искусства на зрителя
особое, оно обусловлено эмоциональной реакцией, отзывчивостью зрителя на содержание
и художественную форму изображения. Благодаря своей наглядной образности,
воздействию на чувства произведения изобразительного искусства способствуют
воспитанию нравственных оценок, взглядов, представлений, системы мировоззренческих
понятий.
Важная роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников
объясняется самой спецификой изобразительного искусства, художественного творчества.
Во-первых, художественное изображение (а таким изображением и является фактически
любой рисунок и любая живописная работа) отражает эстетическое содержание
изображаемого объекта, заключающееся в пропорциональности строения формы,
соответствии всех частей объекта друг другу, изящности очертаний, гибкости их контуров,
гармонии цветовых оттенков поверхности и т.п. Во-вторых, выразительные средства
художественного языка – композиция, рисунок, живопись, светотень, колорит и т.д. –
пронизаны по своей сути эстетическим содержанием и являются изобразительно-

выразительными средствами передачи действительности в художественном творчестве
ребенка. И, наконец, процесс изображения, как правило, вызывает у ребенка восхищение
красотой предмета, восторг перед своим рисунком, радость возможности посредством
карандаша, кисти и красок передать свое отношение, свои чувства другим людям. Все это
и определяет широкие возможности в развитии у детей практически на каждом уроке
изобразительного искусства эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетических
чувств и познавательно-творческой активности. Познавательно-творческая активность
школьников представляет собой успех учебно-воспитательного процесса, обуславливает
уровень умственного и творческого развития личности школьника.
Широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей
представляют уроки изобразительного искусства. Это объясняется тем, что специфика
занятий изобразительным искусством требует, с одной стороны, творческой активности,
постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативности; с другой
стороны, для занятий изобразительным искусством характерна ярко выраженная
эстетическая направленность (как по форме, так и по содержанию). Воспитание
познавательно-творческой активности у школьников означает прежде всего развитие у них
потребности непрерывно познавать мир и творчески использовать полученные знания в
своей деятельности. Как известно, потребности по мере их осознания выступают как
силы, побуждающие к деятельности. В этом отношении развитие потребностей служит
тем условием, которое обеспечивает развитие личности ученика.
Известный русский психолог Б. М. Теплов отмечал, что на основе потребностей в
процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы,
складываются взгляды и убеждения, наконец, формируется мировоззрение. И чувства, и
интересы, и убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных
желаний, выступают как мотивы его деятельности. Изобразительное искусство, являясь
образным отражением действительности, обусловливает одну из важнейших
специфических
закономерностей
занятий
школьников
различными
видами
изобразительного искусства – постоянное и беспрерывное оперирование зрительными
образами. И от того, насколько прочен, ярок и адекватен действительности тот или иной
зрительный образ, зависит успех познания реальной действительности, успех
художественной деятельности детей, успех их эстетического развития.
Особо важное значение в изобразительном процессе школьников имеют образы
зрительной памяти и воображения. Успех рисования по памяти, развитие зрительной
памяти школьников во многом зависит от неоднократного наблюдения и воспроизведения
с натуры объектов изображения. В системе эстетического развития школьников большое
значение имеют образы памяти, формируемые в процессе ознакомления детей с
произведениями изобразительного искусства. Содержание этих образов прямо связано с
уровнем развития эстетических вкусов и взглядов, с уровнем идейно-эстетического
развития школьников.
В отличие от образов памяти образы творческого воображения представляют собой
значительно более оригинальные, самостоятельные образы, являющиеся результатом не
только наблюдений действительности и запоминания ее, но и активной мыслительной
деятельности, направленной на создание нового, оригинального. Образ творческого
воображения – это оригинальное сочетание, сплав наблюдаемого, закрепляемого в памяти,
прочувствованного и решенного в сознании.
Таким образом, следует постоянно помнить, что успешное решение задач воспитания
школьников средствами изобразительного искусства зависит от единства обучения и
воспитания, от систематического вооружения учащихся специальными знаниями,
умениями, навыками, доступные конкретному возрасту. И на этой основе – развитие
богатства, разнообразия окружающего мира, воспитание в детях душевной красоты,
развитие нравственно-эстетических, гражданских качеств и свойств личности.
От педагога требуется серьезная, непрерывная работа, обеспечивающая художественное и

личностное развитие ученика, его всестороннее воспитание и развитие.
На уроках поставлена следующая
Цель:
Воспитание и развитие творческого, нравственного, волевого потенциала личности
учащегося, формирование его эстетической культуры.
Задачи:
- создать условия для художественного образования, эстетического воспитания, духовно –
нравственного развития учащегося;
- формировать общую культуру учащихся, социально адаптировать их к жизни в обществе
- воспитать интерес к восприятию изобразительного искусства, к самостоятельному
творчеству;
- воспитать и развить личностные качества, позволяющие уважать и принимать духовные
и культурные ценности разных народов;
- воспитать творческую инициативу в художественно-изобразительной деятельности;
- воспитать моральные качества – волю, стремление к достижению цели
- формировать высокие эстетические нормы в отношениях преподавателя и ученика,
воспитывать навыки взаимодействия с преподавателем в образовательном процессе,
уважительно относиться к иному мнению и художественно – эстетическим взглядам.
2.8 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Дела, события, мероприятия

Классы

Общешкольная онлайн линейка

Все классы

Участие в областном конкурсе
«Ура, пленэр!

Все классы
Блок
искусств
Все классы
Блок
искусств
Все классы
Блок
искусств
Все классы
Блок
искусств

Музыкальная гостиная «Этюды
в живописи, музыке , поэзии»
для учащихся
Беседа о музыке «И вновь
рассказывают звуки» для
учащихся 1-4 кл.
Выставка работ учащихся
отдела изобразительного
искусства «Россия – Китай» в
Гимназии №2 г. Екатеринбург
«Единственной маме на свете»
Конкурс рисунков Октябрьского
района
Областной он-лайн
методический семинар
«День открытых дверей в
Лицее им. С.П. Дягилева»
Лекция – концерт «Листая
«Детский альбом П.И.
Чайковского» для учащихся 5-8
кл.

Ориентировочное
время
проведения
Сентябрь 2021
года
Сентябрь 2021
года
Октябрь 2021
Октябрь 2021
15 октября 2021
года

Ответственные
Козева М.Б.
Сидорова М.А.
Слободчикова
И.М.
Скворчук Е.В.,
Бушина Е.В.,
педагоги отдела
Глушенко Т.А.,
педагоги отдела
Слободчикова
И.М.

Все классы
Блок
искусств
Все классы
Блок
искусств

Октябрь 2021 года Слободчикова
И.М.
23 октября 2021
года

Козева М.Б.
Амирова Т.Ш.
Собровин И.А.

Все классы
Блок
искусств

ноябрь

Бушина Е.В.

Участие в международном
конкурсе «Народы России»
ноябрь

Все классы
Блок
искусств

Ноябрь 2021 года

Слободчикова
И.М.

Участие в международном
конкурсе «Костюмированный
портрет»
Концерт, посвященный Новому
году

Все классы
Блок
искусств
Все классы
Блок
искусств

Ноябрь 2021 года

Слободчикова
И.М.

Декабрь 2021

Концерт в Патриаршем
подворье Храма - на – Крови
во имя Всех Святых в земле
Российской просиявших
Участие в областном конкурсе
«Лица Екатеринбурга»

Все классы
Блок
искусств

Январь 2022 года

Бушина Е.В.,
Вараксина Л.Д.,
Сидорова М.А.
Козева М.Б
Бушина Е.В.

Все классы
Блок
искусств
Все классы
Блок
искусств
Все классы
Блок
искусств
Согласно
положению
конкурса
Блок
искусств
Согласно
положению
конкурса
Все классы
Блок
искусств
Согласно
положению
конкурса
Блок
искусств
Согласно
положению
конкурса
Блок
искусств

Январь 2022 года

Слободчикова
И.М.

Февраль 2022
года

Слободчикова
И.М.

Февраль 2022
года

Сидорова М.А.
Козева М.А.

Март, 2022 года

Слободчикова
И.М.

Март, 2022 года

Слободчикова
И.М.

Март, 2022 года

Слободчикова
И.М.

Март, 2022 года

Слободчикова
И.М.

Согласно
Март, 2022 года
положению
конкурса
Блок
искусств

Слободчикова
И.М.

Участие в конкурсе
«Мастерская дизайна»
Посвящение в лицеисты
Участие в конкурсах
Октябрьского района г.
Екатеринбурга «Правила
дорожного движения глазами
детей»
Участие в областном конкурсе
«Ритмы Мегаполиса»

Участие в областном конкурсе
«Красота Божьего мира»

Участие в областном конкурсе
«Арт-деко»

Участие в областном конкурсе
«Алая гвоздика»

Концерт для родителей «Нашим Все классы
мамам»
Блок
искусств

04 Марта 2022
года

Козева М.Б.
Амирова Т.Ш.
Коханая Е.В.
Колотовкина
Н.Б.
Осипова А.О.,
Бушина Е.В.

Беседа о музыке « Путешествие
в мир музыки и танца» для
учащихся 1-4 кл
Концерт, посвященный
Международному женскому
дню «На сцене только
мальчики!»

Все классы
Блок
искусств
Все классы
Блок
искусств

Март 2022 года
Март 2022 года

Бушина Е.В.

Хоровой концерт

Все классы
Блок
искусств

Март 2022 года

Волкова
С.П.(ведущая)
Абаимова Л.Д.
Сидорова М.А.
Колоколова Т.Л.
Слободчикова
И.М.

Участие в конкурсе «На встречу Согласно
300-летию
положению
г. Екатеринбурга»
конкурса
Блок
искусств
Участие в областном конкурсе
Все классы
«Страна Вообразилия»
Блок
искусств
Участие в областном конкурсе
Все классы
«Краски на стекле»
Блок
искусств
Отчѐтный концерт
Все классы
хореографического отделения в
Блок
Театре оперы и балета
искусств

Апрель 2022 года

Домашний отчетный концерт

Все классы
Блок
искусств

Апрель 2022 года

Музыкальная гостиная
«Серебряный век» в поэзии,
музыке живописи для учащихся
6-8 кл.
Концерт в музее
изобразительных искусств,
посвященный открытию
выставки изобразительного
отделения

Все классы
Блок
искусств

Апрель 2022 года

Все классы
Блок
искусств

Апрель 2022 года

Бушина Е.В.

Беседа о музыке «Послушай, и
ты увидишь» для учащихся 1-4
кл.
Отчетный концерт спортивно –
эстетического отделения

Все классы
Блок
искусств
Все классы
Блок

Апрель 2022 года

Волкова С.П.,
Горохова И.И.

Апрель 2022 года

Сидорова М.А.
Волкова С.П.-

Апрель 2022 года

Слободчикова
И.М.

Апрель 2022 года

Слободчикова
И.М.

Апрель 2022 года

Козева М.Б.
Амирова Т.Ш.
Собровин И.А.
Вебер М.Е.
Козева М.Б.
Амирова Т.Ш.
Педагоги
отделения
Скворчук Е.В.,
Бушина Е.В.

искусств
Отчетный концерт отделения
общего фортепиано
Участие во Всероссийском
конкурсе «Я рисую мир»

Все классы Май 2022 года
Блок
искусств
Согласно
Май, 2022 года
положению
конкурса
Блок
искусств

ведущая
Все преп. отд.
Бушина Е.В.
Слободчикова
И.М.

Сведения о разработчиках
ФИО
Место работы
Должность
Образование
Педагогический стаж
Квалификационная категория
ФИО
Место работы
Должность
Образование
Педагогический стаж
Квалификационная категория

ФИО
Место работы
Должность
Образование
Педагогический стаж
Квалификационная категория

Рыбьякова Валентина Олеговна
МАОУ Гимназия № 8 «Лицей им. С.П. Дягилева»
педагог дополнительного образования
Высшее образование; Свердловский Архитектурный
Институт 1969-1975. Квалификация - архитектор жилых и
общественных зданий.
24 года
высшая
Зверович Светлана Казимировна
МАОУ Гимназия № 8 «Лицей им. С.П. Дягилева»
педагог дополнительного образования
Высшее образование; НТГПИ 1980 – 1985
Квалификация учитель рисования, черчения и трудового
обучения средней школы
34 года
Высшая

Слободчикова Ирина Михайловна
МАОУ Гимназия № 8 «Лицей им. С.П. Дягилева»
педагог дополнительного образования
Высшее
образование;
Уральская
АрхитектурноХудожественная Академия 1999-2004. Квалификацияхудожник-монументалист.
20 лет
высшая

ФИО

Дунаева Ирина Владимировна

Место работы

МАОУ Гимназия № 8 «Лицей им. С.П. Дягилева»

Должность

педагог дополнительного образования

Образование

Высшее образование; Свердловский Архитектурный
Институт 1981-1987. Квалификация - архитектор
24 года
первая

Педагогический стаж
Квалификационная категория

Аннотации представлены отдельным файлами ссылки
Рабочие программы учебных предметов



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.