Здоровое питание - это круто

01.09.2022

Просветительская работа среди учащихся, родителей, педагогических работников по основам рационального питания и повышению культуры питания.


Питание детей и подростков

 

В предприятиях общественного питания организуется питание для школьников, учащихся ФЗУ и ремесленных училищ. Очень широко распространены школьные завтраки и обеды, приготовляемые в базовых столовых в централизованном порядке в виде готовых блюд или полуфабрикатов либо непосредственно в школьных столовых и буфетах.
 
Технология приготовления пищи для детей и подростков существенно не отличается от принципов рациональной кулинарии. Основное значение имеет рационально составленное меню, оформление блюд, а для школьников младшего возраста также и величина порций.
 
В меню для детей и подростков наряду с различными блюдами включается больше изделий из молока и молочных продуктов, особенно из творога, яиц и яичных продуктов; из круп наиболее ценны гречневая, овсяная, манная, а также рис.

 

Для возбуждения аппетита дети не нуждаются в особых раздражителях в виде таких пряностей, как перец, горчица; вместо этих специй следует применять различные ароматические продукты, как, например, белые коренья, зелень петрушки, укроп, ванилин и др.
 
Все элементы оформления блюд должны быть съедобны. Красивому оформлению блюд способствует правильная нарезка продуктов, соответствующее расположение их на блюде и сочетание по цвету. Широко следует использовать для запеканок, пудингов порционные формы, для яичниц и омлетов — порционные сковородки. Хорошее сочетание в гарнировке блюд дает белое картофельное пюре с розовым пюре (морковно-картофельное). Освежают блюда колокольчики из моркови и свеклы, зеленые веточки петрушки, укроп. Очень красивые сочетания можно получить, применяя многослойные, различно окрашенные муссы, желе, кисели.
 
При составлении меню школьных завтраков и обедов следует учитывать нормы и калорийность питания. Наиболее благоприятным считается, когда белки, жиры и углеводы находятся в соотношении 1:1:4 или 1:1:5. Установлено, что для детей от 7 до 11 лет это составит в среднем 75—80 г белка, 75—80 г жира, 280—300 г углеводов, а для детей от 11 до 15 лет 90— 100 г белка, 90—100 г жира, 420—470 г углеводов. В суточном рационе школьников, должно содержаться: 1 г кальция, 1,5—2 г фосфора, 15—20 мг железа, Дети школьного возраста должны получать ежедневно не менее 1 мг витамина А или 2 мг каротина, 1,5—2 мг витамина или 2 мг витамина Вг, 15 мг витамина РР, 50 мг витамина С, от 500 до 1000 интернациональных единиц витамина В.
Чаще всего в питании школьников недостаёт витаминов А, В2 и С: Для обогащения рациона витамином А следует включать в завтраки бутерброды с маслом сливочным и подавать его к пюре картофельному, макаронам и к другим блюдам, готовить супы молочные, яичные блюда, блюда из печени, а также включать в меню салаты зеленые, морковь тертую со сметаной и т. д. Некоторые сладкие блюда Также могут быть источником провитамина А-каротина: компоты и сладкие подливки из абрикосов сушеных, кисели из отвара шиповника и др.


Источником витамина В2 могут быть такие блюда, как сырники, молочные супы, блюда из субпродуктов (печени, почек, сердца), овсяные, молочные супы и каши и т. д.
 
Хорошим источником витамина С могут быть салат из бело¬кочанной капусты, зеленого лука, помидоров, горячие блюда из картофеля (например, картофель отварной со сметаной и укропом и т. д.), кисели из свежей черной смородины и других ягод и т. д.
 
Однако зимой не всегда можно обеспечить в школьных завтраках необходимое количество витамина С за счет содержания его в продуктах. Не всегда достаточно и витамина А. Поэтому можно рекомендовать обогащение пищи витаминами, применяя витаминизированные соли и жиры.
 
Витаминизированная соль (витамин С) содержит 1 % аскорбиновой кислоты и 5% крахмала (стабилизатора), а витаминизированные жиры 7 мг витамина А.
 
При применении витаминизированной соли её вводят в салаты при заправке, а супы солят за 5—10 мин. до их отпуска. Макароны, рис, картофель, овощи для гарниров и холодных блюд варят без соли и солят за 5—10 мин. до раздачи. Вязкие и рассыпчатые каши солят витаминизированной солью после набухания крупы и загустения каши, а полужидкие и вязкие в конце варки.
 
В крайнем случае (при отсутствии витаминизированных продуктов) можно применять специальные препараты аскорбиновой кислоты в виде таблеток, содержащих 50 мг витамина С. Их лучше всего вводить в кисели вместе с крахмалом или добавлять в уже сваренные компоты.
 
Чем разнообразнее пища, тем лучше обеспечивается организм необходимыми веществами и тем выше степень усвоения пищи. Поэтому в наборе продуктов для питания детей школьного возраста должны содержаться ржаной и пшеничный хлеб различных сортов, разнообразные крупы, бобовые, макаронные изделия, овощи, картофель, зелень, плоды, ягоды, масло растительное, масло сливочное, молоко и другие молочные продукты, мясо, рыба, яйца, сахар.


Не меньшее значение имеет режим питания. Первый прием пищи — завтрак — должен составлять около 25% суточной калорийности. Если учащийся посещает школу в первую смену, то второй завтрак, составляющий около 15-720% суточной калорийности, школьник должен получить в школе. На обед школьника должно падать 35—40% суточной калорийности. Если учащийся посещает школу во вторую смену, то перед ухо¬дом он должен получить обед, а в школе — полдник (15—20%’ суточной калорийности). Последний прием пищи — ужин (около 20% суточной калорийности)—рекомендуется давать за 1 — 2 часа до сна. 
В промежутках между приемами пищи дети не должны получать никакой еды (даже фруктов и сладостей), так как это ведет к понижению аппетита, расстраивает пищеварение и ухудшает усвоение пищи.
 
Питание учащихся ремесленных и технических училищ имеет ряд особенностей. Во-первых, этот контингент питающихся находится или на полном рационе питания или получает двухразовое питание. Во-вторых, при составлении меню и расчете его пищевой ценности следует учитывать, что учащиеся выполняют физическую производственную работу. Поэтому их дневной рацион должен обеспечить покрытие энергетических затрат в объеме 3000—3500 калорий в сутки (в зависимости от профессии). Потребность в белке учащихся трудовых резервов составляет около 100 г. При трёхразовом питании пища распределяется следующим образом: завтрак 30—35% дневной калорийности, обед 45, ужин 20—25%.
 
При этом пищу, наиболее богатую белками (мясные, рыбные, творожные блюда и блюда из бобовых) следует включать в меню обедов и завтраков, т.е. в периоды наибольших энергетических затрат.
 
В зависимости от характера труда все учащиеся ремесленных училищ разбиваются на группы:
 

  • I группа — общая;
  • II группа— учащиеся, проходящие производственное обучение в горячих вредных цехах;
  • III группа — учащиеся, занятые на подземных работах.
  • Для учащихся II группы увеличивают в рационе количество мяса, рыбы, крупы, а для учащихся III группы — ещё и жиров.

Кроме того, можно повышать калорийность обеда, меняя нормы гарниров или используя более высококалорийные гарниры и т.д. В сборниках рецептур приводятся типовые примеры меню завтраков, обедов и ужинов, по которым можно легко и быстро составить меню в соответствии с нормами питания школьников или учащихся трудовых резервов.

Десять правил здорового питания

скачать

Здоровое питание

скачать

Режим и гигиена питания младших школьников

скачать

Культура питания

скачать

Методические рекомендации по формирования культуры здорового питания

скачать

Особенности детского питания

скачать

Рациональное питание

скачать

Информация для родителей

скачать

Йододефицит. Чем грозит и как питание может помочь?

скачать

Родительский контроль за организацией питания

скачать посмотреть

Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.