Астрономия

Приложение к основной образовательной программе СОО
МАОУ Гимназии № 8

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия №8 «Лицей им. С.П. Дягилева»

ПРИНЯТО:
На заседании педагогического совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол №14
от «30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ Гимназии № 8
____________________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 110-О
от «31» августа 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Астрономия»
11 класс

Екатеринбург, 2021

1. Планируемые результаты освоения предмета «Астрономия»
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую
помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;

3)

4)

5)

6)
7)
8)
9)

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:
1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
4) сформированность представлений о значении астрономии в практической
деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

2. Содержание предмета «Астрономия»
ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии.
Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной
космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения
современной космонавтики.
ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта,
созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба.
Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения
объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца.
Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет.
Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная

механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных
небесных тел.
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы.
Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная
опасность.
МЕТОДЫ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Электромагнитное излучение, космические лучи и Гравитационные волны как источник
информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы,
принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон
смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.
ЗВЕЗДЫ
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь.
Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд,
параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования
жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение
химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция
звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления
солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности.
Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
НАША ГАЛАКТИКА – МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение
Галактики. Темная материя.
ГАЛАКТИКИ. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики.
Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное
смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение.
Темная энергия.

3. Тематическое планирование по предмету «Астрономия»
(составлено с учетом рабочей программы воспитания)
Урок - это основная форма организации деятельности в общеобразовательных
организациях, но целью урока является не дать знания обучающимся, а позволить им
приобрести опыт самостоятельных проб, реализации инициатив и навыков
самоорганизации. В МАОУ Гимназии 8 «Лицей им. С.П. Дягилева» Воспитательный
потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты эмоционального
переживания; организацию работы с воспитывающей информацией; привлечение
внимания к нравственным проблемам. Приоритетными вопросами являются вопросы
комплексной безопасности и формирования здорового образа жизни, формирования
гражданственности и историко-культурных ценностей, военно-патриотического
воспитания. В реализации этих видов и форм деятельности педагогические работники
ориентируются на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их
воспитанников:
1.
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через
живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса, биография поэтов, писателей, композиторов, подготовку
сообщений из рубрики «Это интересно», «Мир вокруг нас», работу над индивидуальными
и коллективными проектами.
2.
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на
различные виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией. Выполнение лабораторных и практических работ на уроках
естественного цикла, позволяет обратить внимание школьников на важность процессов в
жизни человека, выполнение проектов по различным темам позволяет акцентировать
внимание учащихся на установлении причинно-следственных связей между объектами.
3.
Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют
разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету,
позволяет воспитывать любовь к Родине, науке и искусству.
4.
Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт.
5.
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы
учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в группе,
взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся.
6.
Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных
приложениях, мультимедийные презентации, онлайн - диктанты, научно-популярные
передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и
др.).
7.
Использование
технологии
«Портфолио»,
с
целью
развития
самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения
правильного вектора для дальнейшего развития способностей.
8.
Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
выполнения проектов даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед

аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах,
выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях);
9.
Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды,
наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно
производимые видеоролики по темам урока).
Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые
виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и
воспитания позволяет создать все условия для развития высоконравственной, творческой
всесторонне развитой личности.
Формы реализации воспитательного компонента школьного урока:
Правила кабинета. Игровая форма установки правил кабинета позволяет добиться
дисциплины на уроке, прекращения опозданий на урок, правильной организации рабочего
места. При этом у обучающихся формируются навыки самообслуживания,
ответственности за команду-класс, уважение к окружающим, принятие социальных норм
общества.
Практикоориентированность. Включение в урок информации из актуальной
повестки (вручение Нобелевской премии, политические события, географические
открытия и т. д.), обсуждение проблем из повестки ЮНЕСКО, взаимоотношений людей
через предметную составляющую. Создание условия для применения предметных знаний
на практике, в том числе и в социально значимых делах. Такая деятельность развивает
способность приобретать знания через призму их практического применения.
Ежегодная школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Форма организации научно-исследовательской деятельности обучающихся для
усовершенствования процесса обучения и профориентации. В процессе деятельности
происходит развитие навыков исследовательской работы; навыков коммуникации и
саморазвития, получение позитивного опыта общения со взрослым на основе предмета,
знакомство с проектным циклом.
Шефство. Организация шефства сильных учеников в классе над более слабыми.
Такая форма работы способствует формированию коммуникативных навыков, опыта
сотрудничества и взаимопомощи.
Интерактивные формы работы с обучающимися, которые дают им возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога и учат командной работе и
взаимодействию.
Тематические недели. Мероприятия, направленные на пробуждение интереса к
наукам – конкурсы, игры, викторины, брейн-ринг, мозговые штурмы, решение кейсов,
создание проектов и т.д.
11 класс
№
урока

Тема урока

Количество
часов

Введение (2 часа ).
1/1

Предмет астрономии.

1

2/2

Наблюдения – основа астрономии. Классификация
телескопов – работа в парах.

1

Практические основы астрономии.(7 часов)

3/1

Звёзды и созвездия. Оформление стенда на тему
«Незаходящие созвездия над Екатеринбургом».

1

4/2

Небесные координаты и звёздные карты.

1

5/3

Видимое движение звёзд на различных
географических широтах.

1

6/4

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

1

7/5

Движение и фазы Луны. Мини-проект «Влияние
Луны на жизнь человека».

1

8/6

Затмения Солнца и Луны.

1

9/7

Время и календарь. Мини-проект «Календарь в
разные периоды истории человечества».

1

Строение Солнечной системы. (5 часов ).
10/1

Развитие представлений о строении мира.

1

11/2

Конфигурация планет. Синодический период.

1

12/3

Законы движения планет Солнечной системы.
Решение задач. Работа в группах.
Определение расстояний и размеров тел в
Солнечной системе. Работа в программе Stellarium.
Движение небесных тел под действием сил
тяготения. Решение задач по теме. Индивидуальная
работа. Работа в парах
Природа тел Солнечной системы. (8 часов)

1

15/1

Общие характеристики планет.

1

16/2

Солнечная система как комплекс тел, имеющих
общее происхождение. Оформление стенда
«Солнечная система».

1

17/3

Система Земля-Луна. Земля.

1

18/4

Система Земля-Луна. Луна.

1

19/5

Планеты земной группы

1

20/6

Планеты –гиганты

1

21/7

Малые тела Солнечной системы. Карликовые
планеты. Мини-проект «Экзопланеты»
Контрольная работа №1 «Природа тел Солнечной
системы».

1

13/4
14/5

22/8

1
1

1

Солнце и звёзды( 8 часов ).
23/1

Энергия и температура Солнца. Состав и строение
Солнца. Просмотр документального фильма.

1

24/2

Атмосфера Солнца. Солнечная активность.

1

25/3

Расстояния до звезд. Характеристики излучения
звёзд. Доклад на тему «Важность атмосферы»
Спектры, цвет и температура звёзд. Диаграмма
«Спектр-светимость».

1

27/5

Двойные звёзды. Определение массы звёзд.

1

28/6

Размеры звёзд. Плотность их вещества. Модели
звёзд. Проект «Создание модели Земли и Луны»

1

29/7

Переменные и нестационарные звезды

1

30/8

Контрольная работа №2 по теме «Солнце и звёзды».

1

26/4

1

Строение и эволюция Вселенной (4 часа)
31/1

Наша Галактика

1

322

Другие звездные системы - галактики

1

Основы современной космологии. Доклад на тему
«Коммерческие полеты в космос – современная
реальность»
Жизнь и разум во Вселенной. Дискуссия «Нужно ли
нам знакомиться с инопланетянами?»

1

33/3
34/4

1



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.