РП ЭК Технологии программирования

Приложение к основной образовательной программе СОО
МАОУ Гимназии № 8

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия №8 «Лицей им. С. П. Дягилева»

ПРИНЯТО:
На заседании педагогического совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 14
от «30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ Гимназии № 8
____________________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 110-О
от «31» августа 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Технологии программирования»
10-11 класс
ФГОС СОО

Екатеринбург, 2021 г.

1. Планируемы результаты курса «Технологии программирования»
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1)
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной

деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4)
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6)
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7)
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8)
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9)
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
Выпускник научится:
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений
(время работы и размер используемой памяти при заданных исходных данных;
асимптотическая сложность алгоритма в зависимости от размера исходных данных);
определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов;
– анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений и при каких исходных значениях
возможно получение указанных результатов;
– создавать, анализировать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы,
связанные с анализом элементарных функций (в том числе приближенных вычислений),
– применять метод сохранения промежуточных результатов (метод динамического
программирования) для создания полиномиальных (не переборных) алгоритмов решения
различных задач;
– создавать собственные алгоритмы для решения прикладных задач на основе изученных
алгоритмов и методов;
– применять при решении задач структуры данных: списки, словари, деревья, очереди;
применять при составлении алгоритмов базовые операции со структурами данных;
– использовать основные понятия, конструкции и структуры данных последовательного
программирования, а также правила записи этих конструкций и структур в выбранном для
изучения языке программирования;
– использовать в программах данные различных типов; применять стандартные и
собственные подпрограммы для обработки символьных строк; выполнять обработку данных,
хранящихся в виде массивов различной размерности; выбирать тип цикла в зависимости от
решаемой подзадачи; составлять циклы с использованием заранее определенного инварианта
цикла; выполнять базовые операции с текстовыми и двоичными файлами; выделять подзадачи,
решение которых необходимо для решения поставленной задачи в полном объеме;
реализовывать решения подзадач в виде подпрограмм, связывать подпрограммы в единую
программу; использовать модульный принцип построения программ; использовать библиотеки
стандартных подпрограмм;
– применять алгоритмы поиска и сортировки при решении типовых задач;
– выполнять объектно-ориентированный анализ задачи: выделять объекты, описывать на
формальном языке их свойства и методы; реализовывать объектно-ориентированный подход
для решения задач средней сложности на выбранном языке программирования;

– выполнять отладку и тестирование программ в выбранной среде программирования;
использовать при разработке программ стандартные библиотеки языка программирования и
внешние библиотеки программ; создавать многокомпонентные программные продукты в среде
программирования;
– инсталлировать и деинсталлировать программные средства, необходимые для решения
учебных задач по выбранной специализации;
–
пользоваться навыками формализации задачи; создавать описания программ,
инструкции по их использованию и отчеты по выполненным проектным работам;
–
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; анализировать
соответствие модели реальному объекту или процессу; проводить эксперименты и
статистическую обработку данных с помощью компьютера; интерпретировать результаты,
получаемые в ходе моделирования реальных процессов; оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов;
– использовать на практике общие правила проведения проекта (постановка задачи, выбор
методов исследования, подготовка исходных данных, создание готового программного
продукта, формулировка выводов, подготовка отчета); планировать и выполнять небольшие
исследовательские проекты;
Выпускник получит возможность научиться:
– применять коды, исправляющие ошибки, возникшие при передаче информации;
определять пропускную способность и помехозащищенность канала связи, искажение
информации при передаче по каналам связи, а также использовать алгоритмы сжатия
данных (алгоритм LZW и др.);
– приводить примеры различных алгоритмов решения одной задачи, которые имеют
различную сложность; использовать понятие переборного алгоритма;
– использовать понятие универсального алгоритма и приводить примеры алгоритмически
неразрешимых проблем;
– использовать второй язык программирования; сравнивать преимущества и недостатки
двух языков программирования;
– создавать программы для учебных или проектных задач средней сложности;
2. Содержание элективного курса «Технологии программирования»
Алгоритмизация и программирование
Язык Си++. Среда разработки. Переменные. Типы данных. Вычисления.
Преобразование текстовых переменных в целые числа и обратно. Преобразование текстовых
переменных в вещественные числа и обратно.
Форматированный ввод и вывод в Си++. Работа с текстовыми файлами.
Реализация ветвлений в Си++. Условный оператор. Сложные условия. Множественный
выбор.
Реализация циклических алгоритмов в Си++. Решение задач на обработку натуральных
чисел с использованием циклов. Анализ последовательности чисел. Вложенные циклы.
Использование функций при программировании на Си++. Общие сведения. Локальные и
глобальные переменные. Передача параметров в функцию.
Реализация работы с массивами в Си++. Описание массивов. Ввод-вывод. Организация
работы со случайными числами в Си++. Исследование последовательности случайных чисел.
Реверс и сортировка массива.
Символьные строки как массивы. Функции для работы с символьными строками.

Структуры (записи) в Си++. Указатели. Динамические массивы. Списки.
Стеки, очереди,деки. Деревья. Графы. Динамическое программирование в Си.
Объектно-ориентированное программирование
Объектно-ориентированное
программирование.
Использование
компонентов. Объекты, свойства, события. Создание диалога для решения
расчетной задачи.
Графика. Рисование линий. Рисование точек. Построение системы
координат и графика функции. Построение диаграммы. Графика как средство
анализа данных.
Компонент таймер. Моделирование секундомера, часов. Объекты и
классы. Иерархия классов.
Игра-стратегия. Разработка модели игры. Программирование
интерфейса
игры. Объекты
Си++
с
расширенными
возможностями. Контейнеры и итераторы.
Электронные ресурсы
Источник
Фридман А.Л. Язык программирования C++
Коллекция ФЦИОР
Издательство Бином: Методическая служба
Электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию
УРОКИ.NET – Сценарии, уроки, конспекты
– Все для учителя – все бесплатно
Архив задач по программированию с автоматической проверяющей системой Timus
Online Judge
Методическое сопровождение курса ИнИформатика 10-11 класс
Интерактивный учебник изучения
программирования Python

Адрес ресурса
http://www.intuit.ru/department/pl/cpp/
http://fcior.edu.ru/
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/
http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=6
66
http://www.uroki.net/docinf.htm
https://acm.timus.ru

https://www.kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm

языка https://pythontutor.ru/

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(составлено с учетом рабочей программы воспитания)
Урок - это основная форма организации деятельности в общеобразовательных
организациях, но целью урока является не дать знания обучающимся, а позволить им
приобрести опыт самостоятельных проб, реализации инициатив и навыков
самоорганизации. В МАОУ Гимназии 8 «Лицей им. С.П. Дягилева» Воспитательный
потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты эмоционального
переживания; организацию работы с воспитывающей информацией; привлечение
внимания к нравственным проблемам. Приоритетными вопросами являются вопросы
комплексной безопасности и формирования здорового образа жизни, формирования
гражданственности и историко-культурных ценностей, военно-патриотического
воспитания. В реализации этих видов и форм деятельности педагогические работники
ориентируются на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их
воспитанников:
1.
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через
живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса, биография поэтов, писателей, композиторов, подготовку
сообщений из рубрики «Это интересно», «Мир вокруг нас», работу над индивидуальными
и коллективными проектами.
2.
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на
различные виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией. Выполнение лабораторных и практических работ на уроках
естественного цикла, позволяет обратить внимание школьников на важность процессов в
жизни человека, выполнение проектов по различным темам позволяет акцентировать
внимание учащихся на установлении причинно-следственных связей между объектами.
3.
Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют
разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету,
позволяет воспитывать любовь к Родине, науке и искусству.
4.
Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт.
5.
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы
учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в группе,
взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся.
6.
Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных
приложениях, мультимедийные презентации, онлайн - диктанты, научно-популярные
передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и
др.).
7.
Использование
технологии
«Портфолио»,
с
целью
развития
самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения
правильного вектора для дальнейшего развития способностей.

8.
Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
выполнения проектов даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах,
выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях);
9.
Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды,
наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно
производимые видеоролики по темам урока).
Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые
виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и
воспитания позволяет создать все условия для развития высоконравственной, творческой
всесторонне развитой личности.
Формы реализации воспитательного компонента школьного урока:
Правила кабинета. Игровая форма установки правил кабинета позволяет добиться
дисциплины на уроке, прекращения опозданий на урок, правильной организации рабочего
места. При этом у обучающихся формируются навыки самообслуживания,
ответственности за команду-класс, уважение к окружающим, принятие социальных норм
общества.
Практикоориентированность. Включение в урок информации из актуальной
повестки (вручение Нобелевской премии, политические события, географические
открытия и т. д.), обсуждение проблем из повестки ЮНЕСКО, взаимоотношений людей
через предметную составляющую. Создание условия для применения предметных знаний
на практике, в том числе и в социально значимых делах. Такая деятельность развивает
способность приобретать знания через призму их практического применения.
Ежегодная школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»»
Форма организации научно-исследовательской деятельности обучающихся для
усовершенствования процесса обучения и профориентации. В процессе деятельности
происходит развитие навыков исследовательской работы; навыков коммуникации и
саморазвития, получение позитивного опыта общения со взрослым на основе предмета,
знакомство с проектным циклом.
Шефство. Организация шефства сильных учеников в классе над более слабыми.
Такая форма работы способствует формированию коммуникативных навыков, опыта
сотрудничества и взаимопомощи.
Интерактивные формы работы с обучающимися, которые дают им возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога и учат командной работе и
взаимодействию.

Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа,
парная работа, игровую, что позволяет установить доброжелательную
обстановку на уроке, позволяет обучающимся в процессе общения не только
получать знания, но и приобретать опыт.
Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые
позволяют разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к
изучаемому предмету, позволяет воспитывать любовь к Родине, науке и
искусству.
Тематические недели. Мероприятия, направленные на пробуждение интереса к
наукам – конкурсы, игры, викторины, брейн-ринг, мозговые штурмы, решение кейсов,
создание проектов и т.д.

10 класс
Номер
1.

Тема

Кол-во часов

История развития языков

1

Алгоритмизация и программирование
2.

Простейшие программы. Переменные. Вычисления.
Стандартные ошибки. Среда разработки (консольное
приложение).

1

3.

Ввод и вывод. Операторы ..

1

4.

Объектно-ориентированные средства ввода-вывода

1

5.

Реализация ветвлений. Разработка разветвляющегося
алгоритма с использованием стандартных
математических функций. Условный оператор (if
…else).

1

6.

Сложные условия. Множественный выбор (case).
Парная работа

1

7.

Реализация циклических алгоритмов. Решение задач на
обработку натуральных чисел с использованием
циклов. Циклы. Цикл с переменной (FOR). Циклы с
условием (WHILE). Цикл с постусловием.

1

8.

Контрольная работа: Решение задач на обработку
натуральных чисел с использованием циклов.
Нахождение НОД и НОК, количества делителей.

1

9.

Анализ последовательности чисел. Определение
суммы, количества элементов последовательности по
заданным условиям. Парная работа

1

10.

Вложенные циклы. Числа Фибоначчи

1

11.

Определение наибольшего/наименьшего элемента
последовательности. Второй минимум/максимум.
Групповая работа

1

12.

Проверочная работа. Решение задач на циклы разного
типа

1

13.

Использование функций и процедур. Общие сведения.

1

14.

Локальные и глобальные переменные. Передача
параметров в функцию. Возврат результата с помощью
оператора.

1

15.

Решение задач с использованием функций

1

16.

Решение задач с использованием процедур

1

17.

Реализация работы с массивами. Описание массивов.
Ввод-вывод. Организация работы со случайными
числами.

1

18.

Исследование последовательности случайных чисел с
использованием и без использования массивов.

1

19.

Проверочная работа. Решение задач с использованием
массивов по вариантам.

1

Объектно-ориентированное программирование. Урокэкскурсия

1

20.

Знакомство с объектно-ориентированным
программированием.

1

21.

Среда разработки. Создание проекта приложения.

1

22.

Использование компонентов. Объекты, свойства,
события.

1

23.

Контрольная работа: Решение прикладных задач на
вычисления целых чисел.

1

24.

Преобразование текстовых переменных в целые числа
и обратно.

1

25.

Изменение типа переменной

1

26.

Создание диалога для решения расчетной задачи.

1

27.

Реверс и сортировка массива. Анализ элементов
массива.

1

28.

Глобальные и локальные переменные

1

29.

Создания приложения Калькулятор. Парная работа.

1

30.

Создания приложения Опрос

1

31.

Создания приложения Плавающая кнопка.

1

32.

Разработка интерфейса приложения Тест.

1

33.

Разработка программной части приложения Тест

1

34.

Разработка инструкции пользователя к приложению
Тест. Разработка отчета о проделанной работе.

1

11 Класс

Кол-во часов
1

1.

Тема
Обработка элементов массива. Работа с несколькими
массивами

2.

Поиск максимума, минимума

1

3.

Работа с несколькими массивами

1

Работа с несколькими массивами

1

Перестановка, вставка и удаление элементов в массиве
Перестановка, вставка и удаление элементов в массиве
Перестановка, вставка и удаление элементов в массиве
Сортировка массивов. Групповая работа
Циклический сдвиг элементов массива
Решение неформализованных задач. Парная работа.
Структура записи. Простейшие задачи
Структура записи. Простейшие задачи
Инициализация, вывод, обработка элементов массива.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

14.

Диагональные элементы. Работа с элементами

1

15.

Нахождение наиб. (наим.) элемента.

1

16.

Обработка строк (столбцов) по сложному условию.

1

17.

Зачет по теме: Одномерный массив

1

18.

Работа с несколькими двумерными массивами.

1

19.

Работа с несколькими двумерными массивами.
Групповая работа

1

20.

Перестановка, удаление, вставка строк (столбцов)

1

21.

Перестановка, удаление, вставка строк (столбцов)

1

22.

Формирование массивов специального вида

1

23.

Формирование массивов специального вида

1

24.

Зачет по теме: Двумерные массивы

1

25.

Решение неформализованных задач. Парная работа.

1

26.

Стандартные операции, процедуры, функции.

1

27.

Поиск и замена в строке. Обработка цифр в строке.

1

28.

Обработка слов в строке.

1

29.

Обработка слов в строке.

1

Номер

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

30.

Удаление, вставка символов

1

31.

Удаление, вставка символов

1

32.

Обработка строк в цикле

1

33.

Подпрограмма. Процедура. Функция..

1

34.

Механизм передачи параметров

1



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.