Аннотация к рабочей программе
по учебному предмету «За страницами учебника математики»
на уровне основного общего образования
Программа учебного курса по математике «За страницами учебника
математики» составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО), требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным), и
является одной из важных составляющих дополнительной работы с детьми.
Решение логических задач – это не только очень увлекательный, но и
крайне полезный способ времяпрепровождения, как для школьников, так и
для взрослых. Организация педагогом различных видов деятельности
школьников, позволяет закрепить знания по предмету, повысить качество
успеваемости, активизировать умственную и творческую деятельность
учащихся, сформировать интерес к изучению математики.
Программа данного курса представляет систему занятий, направленных
на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать,
сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора
учащихся.
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение
знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и
логической культуры, а также на интеграцию и дополнение содержания
предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее
реализация
создает
возможность
разностороннего
раскрытия
индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным
видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной
деятельности.
Новизна данного курса заключается в том, что программа
включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе.
Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более
осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют
решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучающихся. Включенные
в программу задания, позволяют повышать образовательный уровень всех
учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего
развития.
Отличительная особенность данного курса состоит в том, что этот
курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся,
планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает
постепенно. Приступая к решению более сложных задач, рассматриваются
вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных.
Развитию
интереса
способствуют
математические
игры,
викторины, проблемные задания и т.д.
Цель
программы:
создание
условий,
обеспечивающих
интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его
индивидуальности; создание фундамента для математического развития,
формирование механизмов мышления, характерных для математической
деятельности.
Задачи программы:
создание условий и содействие интеллектуальному развитию
детей;
привитие интереса учащихся к математике;
формирование навыков решения нестандартных задач;
воспитание настойчивости, инициативы;
развитие математического мышления, смекалки, математической
логики;
развитие
математического
кругозора,
мышления,
исследовательских умений учащихся и повышение их общей культуры;
развитие у учащихся умений действовать самостоятельно (работа
с сообщением, рефератом, выполнение творческих заданий, защита
проектов);
создание своеобразной базы для творческой и исследовательской
деятельности учащихся;
повышение
информационной
и
коммуникативной
компетентности учащихся;
формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические
умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
Формы и методы проведения занятий
Изложение теоретического материала курса может осуществляться с
использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ,
беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного
оборудования. При проведении занятий на первое место выйдут следующие
формы организации работы: групповая, парная, индивидуальная; методы
работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги.
Ведущее место при проведении занятий должно быть уделено задачам,
развивающим познавательную и творческую активность учащихся.
Изложение материала может осуществляться с использованием активных
методов обучения.
Важным условием правильной организации процесса обучения на
занятиях является выбор учителем рациональной системы форм и методов
обучения, её оптимизация с учётом возрастных особенностей учащихся,
уровня математической подготовки, а также специфики образовательных и
воспитательных задач.
Формы организации деятельности обучающихся:
индивидуально-творческая деятельность;
творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
коллективная творческая деятельность;
работа над проектами;
учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
игровой тренинг;
конкурсы, турниры.
Формы контроля.
Оценивание достижений на занятиях учебного курса аналогично
привычной системе оценивания на уроках математики, ведь учебный курс
является дополнением к основной образовательной программе. В качестве
итоговых работ по окончании изучения темы учащиеся выполняют
проектные и исследовательские работы, презентации, готовят рефераты.
Описание места учебного курса в учебном плане
Изучение предмета «За страницами учебника математики»
в
соответствии с данной программой планируется в 5,7, 9 классах.
Предмет изучается в данных классах из расчета 1 час в неделю за
счет использования части учебного плана, формируемого участниками
образовательных отношений (всего 102 часа).