ОДНКНР

Аннотация к рабочей программе
по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
на уровне основного общего образования
Программа

по

ОДНКНР

составлена

на

основе

требований

к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных во ФГОС ООО, с учетом федеральной программы
воспитания для общеобразовательных организаций.
В

программе

по

ОДНКНР

соблюдается

преемственность

с ФГОС НОО, а также учитываются возрастные и психологические особенности
обучающихся на уровне основного общего образования, необходимость формирования
межпредметных связей. Также в программе по ОДНКНР учитывается, что данная
дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет
утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе
общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских
духовно-нравственных ценностей – важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как
значимой части культурного и исторического наследия народов России – один из
ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих
дальнейшей

гуманизации

и

развитию

российского

общества,

формированию

гражданской идентичности у подрастающих поколений.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм граждан.
Ответственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности
объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство,
лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире
духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности – образ будущего нашей страны,
который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов

российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России,
духовно-нравственных

ценностей,

присущих

ей

на

протяжении

всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественнонаучных

дисциплин

знания

и

представления

о

структуре

и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны,
находить в истории российского общества существенные связи с традиционной
духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена
семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой
на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в
соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности
содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной
педагогики и психологии.
В
о

процессе

существенных

изучения

курса,

взаимосвязях

обусловленности

обучающиеся

между

культурных

материальной
реалий

получают
и

представление

духовной

современного

культурой,
общества

его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры,
её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических
чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование
исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом
как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех
законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на
микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и
семейных

традиций,

этнической

и

религиозной

истории,

к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип

культурологичности

в

преподавании

означает

важность

культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной,
этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых

акцентах.
Принцип
дисциплины

научности

означает

подходов

важность

и

содержания

терминологического

в

преподавании

единства,

данной

необходимость

освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной
терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования
познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии
включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего
развития для 5–6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям
обучающихся,

содержанию

гуманитарных

и

общественно-научных

учебных

предметов.
Принцип

формирования

гражданского

самосознания

и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения
курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального
и

надконфессионального

гражданского

единства

народов

России

как

основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный
принцип
в

должен

быть

духовно-нравственной

реализован
жизни

через

народов

поиск

России,

объединяющих
их

культуре,

черт

религии

и историческом развитии.
Целями изучения учебного курса являются:
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию
своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
формирование

и

сохранение

уважения

к

ценностям

и

убеждениям

представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности
к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
идентификация

собственной

личности

как

полноправного

субъекта

культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
овладение

предметными

компетенциями,

имеющими

преимущественное

значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение

и

усвоение

знаний

о

нормах

общественной

морали

и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного
общества;
развитие

представлений

о

значении

духовно-нравственных

ценностей

и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного
отношения к будущему отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности
и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог
при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию
знаний

и

представлений,

полученных

на

уроках

литературы,

истории,

изобразительного искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих
через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание

уважительного

и

бережного

отношения

к

историческому,

религиозному и культурному наследию народов России;
содействие
основанных

на

осознанному
приоритете

формированию
традиционных

мировоззренческих

российских

ориентиров,

духовно-нравственных

ценностей;
формирование

патриотизма

как

формы

гражданского

самосознания

через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности
социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в
целом.
Изучение курса ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение главных
целей основного общего образования, способствуя:
расширению

и

систематизации

знаний

и

представлений

обучающихся

о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях,
полученных

при изучении

основ религиозной культуры и

светской

этики,

окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов
России, их роли в развитии современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих

поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед
обществом и государством;
воспитанию

патриотизма,

уважения

к

истории,

языку,

культурным

и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному
отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других
культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному
обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения,
способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных
стратегий и идеалов;
осознанию

приоритетной

значимости

духовно-нравственных

ценностей,

проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических
мотивов над потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
формированию ответственного отношения к учению и труду, готовности
и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к

обучению

и

познанию,

осознанному

выбору

ценностных

ориентаций,

способствующих развитию общества в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия

с

социальными

институтами,

а,

следовательно,

способности

их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории
и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и
событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей
в социальных и культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры обучающихся, компетенций в отборе,
использовании

и

структурировании

информации,

а

также

возможностей

для активной самостоятельной познавательной деятельности.
В соответствии с ФГОС ООО предметная область ОДНКНР является
обязательной для изучения. Программа направлена на изучение курса ОДНКНР в 5–6
классах.
Общее число часов, рекомендованных для изучения курса ОДНКНР, – 68 часов:
в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю).



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.