Аннотация к рабочей программе
по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
на уровне основного общего образования
Программа
по
ОДНКНР
составлена
на
основе
требований
к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных во ФГОС ООО, с учетом федеральной программы
воспитания для общеобразовательных организаций.
В
программе
по
ОДНКНР
соблюдается
преемственность
с ФГОС НОО, а также учитываются возрастные и психологические особенности
обучающихся на уровне основного общего образования, необходимость формирования
межпредметных связей. Также в программе по ОДНКНР учитывается, что данная
дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет
утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе
общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских
духовно-нравственных ценностей – важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как
значимой части культурного и исторического наследия народов России – один из
ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих
дальнейшей
гуманизации
и
развитию
российского
общества,
формированию
гражданской идентичности у подрастающих поколений.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм граждан.
Ответственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности
объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство,
лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире
духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности – образ будущего нашей страны,
который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов
российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России,
духовно-нравственных
ценностей,
присущих
ей
на
протяжении
всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественнонаучных
дисциплин
знания
и
представления
о
структуре
и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны,
находить в истории российского общества существенные связи с традиционной
духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена
семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой
на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в
соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности
содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной
педагогики и психологии.
В
о
процессе
существенных
изучения
курса,
взаимосвязях
обусловленности
обучающиеся
между
культурных
материальной
реалий
получают
и
представление
духовной
современного
культурой,
общества
его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры,
её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических
чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование
исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом
как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех
законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на
микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и
семейных
традиций,
этнической
и
религиозной
истории,
к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип
культурологичности
в
преподавании
означает
важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной,
этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых
акцентах.
Принцип
дисциплины
научности
означает
подходов
важность
и
содержания
терминологического
в
преподавании
единства,
данной
необходимость
освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной
терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования
познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии
включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего
развития для 5–6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям
обучающихся,
содержанию
гуманитарных
и
общественно-научных
учебных
предметов.
Принцип
формирования
гражданского
самосознания
и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения
курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального
и
надконфессионального
гражданского
единства
народов
России
как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный
принцип
в
должен
быть
духовно-нравственной
реализован
жизни
через
народов
поиск
России,
объединяющих
их
культуре,
черт
религии
и историческом развитии.
Целями изучения учебного курса являются:
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию
своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
формирование
и
сохранение
уважения
к
ценностям
и
убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности
к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
идентификация
собственной
личности
как
полноправного
субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
овладение
предметными
компетенциями,
имеющими
преимущественное
значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение
и
усвоение
знаний
о
нормах
общественной
морали
и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного
общества;
развитие
представлений
о
значении
духовно-нравственных
ценностей
и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного
отношения к будущему отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности
и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог
при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию
знаний
и
представлений,
полученных
на
уроках
литературы,
истории,
изобразительного искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих
через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание
уважительного
и
бережного
отношения
к
историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;
содействие
основанных
на
осознанному
приоритете
формированию
традиционных
мировоззренческих
российских
ориентиров,
духовно-нравственных
ценностей;
формирование
патриотизма
как
формы
гражданского
самосознания
через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности
социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в
целом.
Изучение курса ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение главных
целей основного общего образования, способствуя:
расширению
и
систематизации
знаний
и
представлений
обучающихся
о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях,
полученных
при изучении
основ религиозной культуры и
светской
этики,
окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов
России, их роли в развитии современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед
обществом и государством;
воспитанию
патриотизма,
уважения
к
истории,
языку,
культурным
и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному
отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других
культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному
обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения,
способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных
стратегий и идеалов;
осознанию
приоритетной
значимости
духовно-нравственных
ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических
мотивов над потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
формированию ответственного отношения к учению и труду, готовности
и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к
обучению
и
познанию,
осознанному
выбору
ценностных
ориентаций,
способствующих развитию общества в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия
с
социальными
институтами,
а,
следовательно,
способности
их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории
и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и
событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей
в социальных и культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры обучающихся, компетенций в отборе,
использовании
и
структурировании
информации,
а
также
возможностей
для активной самостоятельной познавательной деятельности.
В соответствии с ФГОС ООО предметная область ОДНКНР является
обязательной для изучения. Программа направлена на изучение курса ОДНКНР в 5–6
классах.
Общее число часов, рекомендованных для изучения курса ОДНКНР, – 68 часов:
в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю).