Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» на уровень начального общего образования
(для 1–4-х классов)
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» на
уровень начального общего образования для обучающихся 1–4-х классов
Гимназии № 8 разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
—
образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача
от 28.01.2021 № 2;
концепции преподавания курса «История России», утвержденной
решением Коллегии Минпросвещения от 23.10.2020;
концепции экологического образования в системе общего
образования;
федеральной
рабочей
программы
по
учебному
предмету
«Окружающий мир».
Рабочая
программа
ориентирована
на
целевые
приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания и в
рабочей программе воспитания Гимназии № 8.
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и
социальную
среду
обитания);
освоение
естественно-научных,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании программы по окружающему миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в
реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской
деятельностью
(наблюдения,
опыты,
трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
личности
гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
освоение
обучающимися
мирового
культурного опыта
по
созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений
в социуме;
обогащение
духовного
опыта
обучающихся,
развитие
способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических
норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения
к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
становление
навыков
повседневного
проявления
культуры
общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение
общечеловеческих
ценностей
взаимодействия
в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий
мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1-й класс –
66 часов, 2-й класс – 68 часов, 3-й класс – 68 часов, 4-й класс – 68 часов.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858.
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования приказом Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:
Мы и окружающий мир: электронный учебно-методический
комплекс (ЭУМК) для организации урочной и внеурочной образовательной
деятельности обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный центр
образования и социально-гуманитарных исследований»;
«Окружающий мир» 1 класс, авторы – Федотова О.Н., Трафимова
Г.В., Трафимов С.А., ООО «Издательство "Академкнига/Учебник"»;
«Окружающий мир» 2 класс, авторы – Федотова О.Н., Трафимова
Г.В., Трафимов С.А., ООО «Издательство "Академкнига/Учебник"»;
«Окружающий мир» 3 класс в 2-х частях, авторы – Федотова
О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А., ООО «Издательство
"Академкнига/Учебник"»;
О.Н.,
«Окружающий мир» 4 класс в 2-х частях, авторы – Федотова
Трафимова
Г.В.,
"Академкнига/Учебник"».
Трафимов
С.А.,
ООО
«Издательство