Аннотация ОРКСЭ

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур
и светской этики» на уровень начального общего образования для
обучающихся 4-х классов Гимназии № 8 разработана в соответствии с
требованиями:


Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;


приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;


приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении

федеральной образовательной программы начального общего образования»;


приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным

общеобразовательным

программам

—

образовательным

программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;


СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020 № 28;


СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к

обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача
от 28.01.2021 № 2;


федеральной рабочей программы по учебному предмету «Основы

религиозных культур и светской этики».

Рабочая

программа

ориентирована

на

целевые

приоритеты,

сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания и в
рабочей программе воспитания Гимназии № 8.
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает
содержательную составляющую ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты
по каждому учебному модулю.

При конструировании планируемых

результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены
в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие
результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений,
которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого
модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию
у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях
религиозных

и

светских

традиций

народов

России,

формированию

ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма,
православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей
страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ
предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности,
принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить
рефлексии.

адекватные

вербальные

Деятельностный

средства

подход,

передачи

основывающийся

информации
на

и

принципе

диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия
обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных
точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса
являются психологические особенности детей, завершающих обучение в

начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие
авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость
детей

этого

возраста,

окружающую

способность

действительность,

эмоционально
остро

реагировать

реагировать

как

на
на

доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на
проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это
становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и
принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в
процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом
усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения,
поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне
восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или
нарушением

нравственных,

этических норм,

обсуждение

конкретных

жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основнымизадачами ОРКСЭ являются:


знакомство

мусульманской,

обучающихся

буддийской,

иудейской

с

основами
культур,

православной,

основами

мировых

религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных
представителей);


развитие представлений обучающихся о значении нравственных

норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;


обобщение знаний, понятий и представлений о духовной

культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование
ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и
культурных особенностей и потребностей семьи;

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,



разномировоззренческой

и

многоконфессиональной

среде

на

основе

взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип
реализации

ОРКСЭ

–

культурологический

подход,

способствующий

формированию у младших школьников первоначальных представлений о
культуре традиционных религий народов России (православия, ислама,
буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной
на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина
в Российской Федерации.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
изучается в 4 классе один час в неделю, общий объем составляет 34 часа.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858 и приказом
Минпросвещения Российской Федерации от 21.07.2023 № 556 «О внесении
изменений в приложения № 1 и № 2 к Приказу Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении
Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ

начального

общего,

образования

организациями,

деятельность,

и

основного

общего,

среднего

осуществляющими

установления

предельного

срока

общего

образовательную
использования

исключенных учебников".
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию
при

реализации

образовательными

организациями

имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего,

основного

общего,

среднего

Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:

общего

образования

приказом


культуры"

Методические материалы к учебнику "Основы православной
под

редакцией

lab.pro/local/pages/?id=5

О.Ю.

Васильевой.

URL:

https://clever-



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.