ОБЖ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 5-9 классов

г. Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
5 класс
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Понятия
«безопасность»,
«безопасность
жизнедеятельности».
Правила
безопасности жизни. Система государственной защиты в области безопасности.
Структура единой государственной системы

предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС.
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Физическое здоровье.
Режим дня. Отдых. Сон. Близорукость и дальнозоркость. Малоподвижный образ
жизни. Двигательная активность. Закаливание и закаливающие процедуры. Питание.
Вода, белки, витамины, жиры, минеральные вещества, углеводы. Определение понятия
«гигиена». Уход за зубами. Уход за кожей. Выбор одежды по сезону. Правила гигиены на
каждый день.
Факторы,

способствующие

сбережению

здоровья

(правильное

питание,

закаливание организма).
Факторы, разрушающие здоровье (долгое сидение за компьютером, избыточный
вес).
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
Общественный транспорт и правила для его пассажиров. Школьный автобус и
правила пользования им. Правила для пассажиров трамваев, троллейбусов, автобусов,
метрополитена.
Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Пешеходные переходы
(регулируемые и нерегулируемые). Пешеходная, велопешеходная и велосипедная
дорожки. Дорожные знаки (восемь групп). Транспортные и пешеходные светофоры.
Сигналы светофоров. Сигналы регулировщика. Движение пешеходов в городе и по
загородным дорогам.
Безопасность на авиационном и водном транспорте. Правила поведения при
возникновении аварийной ситуации в самолете. Безопасность пассажиров морских и
речных судов. Безопасность в метрополитене.
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»
Особенности сельских поселений. Особенности городов как среды обитания (смог,

переработка и хранение бытовых отходов, шум и другие проблемы).
Правила вызова экстренных служб. Единый номер 112. Источники опасности в
современном

жилище.

Бытовой газ — источник повышенной опасности. Гигиена

жилища.
Основные правила безопасности в подъезде и лифте. Основные правила
безопасного поведения на игровой площадке.
Меры предосторожности при использовании электроприборов.
Пользование водопроводом, канализацией и мусоропроводом. Правила поведения
при пожаре в квартире. Пожар на кухне, на балконе. Меры предосторожности при работе
с печью.
Основные причины пожара в общественных зданиях. Основные поражающие
факторы пожара. Как вести себя при пожаре в общественном месте.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»
Понятие «криминогенная ситуация». Разновидности преступлений. Правила
безопасного поведения на улице, в образовательной организации, дома. Криминальные
угрозы, как их избежать.
Методы снижения влияния стресса на поведение и общее состояние человека.
Как избежать конфликтной ситуации. Признаки агрессивного поведения у
подростков.
МОДУЛЬ № 6 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»
Захват в заложники. Правила поведения при захвате самолета террористами.
Обеспечение безопасности при перестрелке.
МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Основные источники информации.
Понятия «информационная среда», «информационная безопасность». Понятие
«киберзависимость». Правила безопасности для защиты от информационных угроз и
опасностей.
Информационная безопасность детей. Угроза информационной безопасности.
Основные правила поведения в социальных сетях.
МОДУЛЬ № 8 «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
Цель оказания первой помощи. Неотложные состояния, при которых необходимо

оказывать помощь. Телефоны для вызова скорой медицинской помощи. Средства из
домашней аптечки, которые нужно использовать при оказании первой помощи.
Виды кровотечения. Способы временной остановки наружного кровотечения.
Оказание первой помощи при носовом кровотечении.
Способы транспортировки пострадавшего.
Народные средства для остановки кровотечения.
МОДУЛЬ № 9 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»
Безопасность на улице. Как обеспечить свою безопасность в квартире.
Безопасность на уроках и переменах. Безопасность на практических занятиях.
МОДУЛЬ № 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА ИГОСУДАРСТВА В
ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»
Средства индивидуальной защиты населения от АХОВ.
МОДУЛЬ № 11 «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение вод. Типовые приборы
контроля качества окружающей среды и продуктов питания.
Безопасное поведение в местах с загрязненной атмосферой. Безопасное поведение
в местах с загрязненной водой. Безопасное поведение в местах с загрязненной почвой.

6 класс
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Чрезвычайные

ситуации

природного

характера.

Чрезвычайные

ситуации

техногенного характера. Чрезвычайные ситуации социального характера.
Опасные и чрезвычайные ситуации. Источники опасных ситуаций. Влияние
человеческого фактора на возникновение опасных ситуаций.
Понятия

«безопасность»,

«безопасность

жизнедеятельности».

Правила

безопасности жизни. Система государственной защиты в области безопасности.
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
Режим дня. Отдых. Сон. Правильная и неправильная осанка. Близорукость и
дальнозоркость.

Развитие

физических

качеств

(сила,

быстрота,

выносливость).

Малоподвижный образ жизни. Двигательная активность. Закаливание и закаливающие

процедуры. Питание. Вода, белки, витамины, жиры, минеральные вещества, углеводы.
Определение понятия «гигиена».
Уход за зубами. Уход за кожей. Выбор одежды по сезону. Правила гигиены на
каждый день.
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
Пешеходная, велопешеходная и велосипедная дорожки. Дорожные знаки (восемь
групп). Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофоров. Сигналы
регулировщика. Движение пешеходов в городе и по загородным дорогам.
МОДУЛЬ № 4 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»
Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным
устройством. Захват в заложники.

Правила поведения при захвате самолета

террористами. Признаки наличия взрывного устройства.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
Однодневные и многодневные, местные и дальние туристские походы. Основные
меры безопасности в туристских походах.
Ориентирование

по

солнцу.

Ориентирование

по

природным

признакам.

Ориентирование по местным признакам. Способы определения сторон горизонта по
компасу, небесным светилам и карте.
Руководитель похода и его обязанности. Санитар и его обязанности. Состав
аптечки первой помощи (походной аптечки). Туристское снаряжение в зависимости от
вида похода.
Виды костров. Правила разведения костров.
Признаки приближающейся грозы. Безопасное поведение во время грозы.
Пеший поход. Ведущий турист. Замыкающий турист. Техника движения по
равнинной и пересеченной местности. Устройство бивака. Сооружение временного
жилища при автономном существовании. Способы добывание огня.Съедобные растения,
грибы, орехи. Очистка и обеззараживание воды. Средства аварийной сигнализации.
МОДУЛЬ № 6 «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
Способы транспортировки пострадавшего
Понятия «ушиб», «травма», «перелом». Первая помощь. Первая помощь при
электротравме.

Переломы, вывихи, растяжения
Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге. Психологическая
поддержка пострадавшего.
МОДУЛЬ № 7 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА ИГОСУДАРСТВА В
ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»
Источники химической опасности для населения. Правила поведения в зоне
химической аварии. Правила поведения при движении по зараженной территории.
Средства индивидуальной защиты населения от АХОВ.
7 класс
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Система управления гражданской обороной. Мероприятия по гражданской
обороне. Подготовка населения в области гражданской обороны. Задачи в области
гражданской обороны. Принципы организации и ведения гражданской обороны. Права и
обязанности граждан в области гражданской обороны
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
Влияние вредных привычек на здоровье человека. Вред табакокурения и
употребления спиртных напитков. Электронные сигареты. Негативное отношение к
приему наркотических и токсикоманических веществ. Игромания. Компьютерная игровая
зависимость. Профилактика вредных привычек.
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»
Понятие «криминогенная ситуация». Разновидности преступлений. Правила
безопасного поведения на улице, в образовательной организации, дома. Криминальные
угрозы, как их избежать.
Методы снижения влияния стресса на поведение и общее состояние человека.
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясение).
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (извержения вулканов,
оползни, обвалы).
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы и бури,
смерчи).

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнения, сели,
цунами, снежные лавины).
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера
Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары. Правила безопасности и
защита населения.
МОДУЛЬ № 5 «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
Виды кровотечения. Способы временной остановки наружного кровотечения.
Оказание первой помощи при носовом кровотечении
Понятия «ушиб», «травма», «перелом». Первая помощь. Способы транспортировки
пострадавшего.
8 класс
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Структура и основные задачи МЧС России. Основные функции МЧС России.
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Физическое здоровье. Духовное
здоровье. Неразрывная связь физического и духовного здоровья. Физиологическая
составляющая

здоровья.

Психологическая

составляющая

здоровья.

Нравственная

составляющая здоровья.
Репродуктивная функция семьи. Семейное право в Российской Федерации.
Основные положения Семейного кодекса Российской Федерации.
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
Правила безопасного поведения пассажира при передвижении на автомашине.
Обязанности

водителя,

попавшего

в

ДТП.

Аварийные

ситуации

в

городском

общественном транспорте.
Безопасность на авиационном и водном транспорте. Правила поведения при
возникновении аварийной ситуации в самолете.
Аварийная ситуация в поезде дальнего следования.
Безопасность в метрополитене.
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»
Правила поведения при пожаре в квартире. Правила вызова экстренных служб.
Единый номер 112. Основные правила безопасного поведения на игровой площадке.

Меры

предосторожности

при

использовании

электроприборов.

Пользование

водопроводом, канализацией и мусоропроводом.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
Ветер. Гроза. Молния. Правила поведения при грозе. Правила поведения на
замерзшем водоеме. Безопасность при купании в водоемах летом. Правила поведения при
встрече с дикими животными (лосем, кабаном, волком, медведем и др.).
МОДУЛЬ № 6 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО
ХАРАКТЕРА»
Понятие «химическое заражение местности». Хлор и аммиак — аварийно
химически опасные вещества (АХОВ). Правила действия после оповещения об аварии и
угрозе химического заражения. Индивидуальные средства защиты.
Радиационно опасный объект. Радиационная авария. Правила безопасного
поведения в условиях радиационной обстановки.
Понятие «гидродинамическая авария». Правила безопасного поведения в условиях
гидродинамической аварии.
9 класс
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Структура единой государственной системы

предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС.
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
Влияние вредных привычек на здоровье человека. Вред табакокурения и
употребления спиртных напитков. Электронные сигареты. Негативное отношение к
приему наркотических и токсикоманических веществ. Игромания. Компьютерная игровая
зависимость. Профилактика вредных привычек. ЗППП
МОДУЛЬ № 3 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»
Понятия

«экстремизм»,

«экстремистская

деятельность».

Опасные

формы

экстремистской деятельности. Ответственность за экстремистскую деятельность.
Понятие «терроризм». Особенности современного терроризма.
Виды

террористической

деятельности.

Формы

проявления

терроризма.

Ответственность несовершеннолетних за участие в террористической деятельности.

Ложные сообщения о терактах.
Признаки наличия взрывного устройства.
Государственное законодательство о борьбе с терроризмом. Основные задачи
Национального антитеррористического комитета (НАК).
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
Однодневные и многодневные, местные и дальние туристские походы. Основные
меры безопасности в туристских походах.
Состав аптечки первой помощи (походной аптечки). Туристское снаряжение в
зависимости от вида похода.
Организация движения при подъеме и спуске во время горного похода
Сооружение временного жилища при автономном существовании. Способы
добывание огня.
Средства аварийной сигнализации.
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясение).
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (извержения вулканов,
оползни, обвалы).
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы и бури,
смерчи).
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнения, сели,
цунами, снежные лавины).
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера.
Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары. Правила безопасности и
защита населения.
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящая Программа четко ориентирована на выполнение требований,
устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной
программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны
демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной школе.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения. Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных
социальнозначимых качествах, которые выражаются прежде всего в готовности
обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному

самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и
соблюдению
правил
экологического
поведения;
к
целенаправленной
социальнозначимой деятельности; принятию внутренней позиции личности как
особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета
ОБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.
1.
Патриотическое воспитание:
- осознание российской гражданской идентичности в поли-культурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
2.Гражданское воспитание:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества,
родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
- представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь
людям, нуждающимся в ней).
3.
Духовно-нравственное воспитание:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
- готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков,
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
4.
Эстетическое воспитание:
-формирование
гармоничной
личности,
формирование
способности
воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
- понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного
личного поведения в повседневной жизни.
5.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему
научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка

на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
6.
Физическое воспитание:
- формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) ииных форм вреда для физического и психического
здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационными природным условиям, в том числе осмысливая
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других людей, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека.
7.Трудовое воспитание:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельностии развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и
результатам
трудовой
деятельности;
осознанный
выбор
и
построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
8.Экологическое воспитание:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные
результаты
характеризуют
сформированность
у
обучающихся межпредметных понятий (используются результаты освоения
программы основного общего образования) и должны отражать овладение
универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для

обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности
ипротиворечия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать наприменимость и достоверность информации, полученной в
ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
- выбирать, анализировать ,систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии сним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обоcновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определятьсвою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членамикоманды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебныхситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритм а
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и принимать ответственность за решение.
Самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
- регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, неосуждая;
- открытость для себя и других;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности
построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте
ее применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий,
которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, в
приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности
личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни,
антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении
базовыми медицинскими знаниями и практическим и умениями безопасного
поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и
основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
1.
сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на
основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания
значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
для личности, общества и государства;
2.
сформированность социально ответственного отношения к ведению

здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя,
курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
3.
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
4.
понимание и признание особой роли России в обеспечении
государственной
и
международной
безопасности,
обороны
страны,
в
противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму,
незаконному распространению наркотических средств;
5.
сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного
отношения к выполнению конституционного долга—защите Отечества;
6.
знание и понимание роли государства и общества в решении задачи
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе
террористического) характера;
7.
понимание причин, механизмов возникновения и последствий
распространенных видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут
произойти во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на
природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при
коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);
8.
овладение знаниями и умениями применять меры и средства
индивидуальной защиты, приемы рационального и безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях;
9.
освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать
первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания,
наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные
пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
10.
умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы
обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации
с учетом реальных условий и возможностей;
11.
освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и
социальных рисков на территории проживания;
12.
овладение знаниями и умениями
предупреждать
опасные и
чрезвычайные ситуации во время пребывания в различных средах (в помещении, на
улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при
коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).
Предлагается распределение предметных результатов, формируемых в ходе
изучения учебного предмета ОБЖ, сгруппировать по учебным модулям.
5 класс
МОДУЛЬ № 1. «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:


формировать культуру безопасности жизнедеятельности на основе

освоенных знаний и умений, понимать значимость безопасного поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций.
МОДУЛЬ №2. «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»:



раскрывать понятия здоровья, здорового образа жизни;



объяснять факторы, негативно влияющие на здоровье;



соблюдать правила личной гигиены;



раскрывать

понятия

заболеваний,

зависящих

от

образа

жизни

(физических нагрузок, режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и
психологического благополучия).
МОДУЛЬ № 3. «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»:


классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный,

железнодорожный, водный, воздушный);


соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода,

пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения.
МОДУЛЬ № 4. «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»:


объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;



классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы,

электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты);


знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной

безопасности;


соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить

возникновение опасных ситуаций в быту;


знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные

сообщения;


безопасно

действовать

при

возникновении

аварийных

ситуаций

техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения (водо- и
газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые сети);


безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том

числе правильно использовать первичные средства пожаротушения.
МОДУЛЬ № 5. «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»:


овладеть правилами безопасного поведения при встрече с преступной

средой;


овладеть

знаниями

и

умениями

применять

меры

и

средства

индивидуальной защиты, приемы рационального и безопасного поведения в опасных

и чрезвычайных ситуациях;


уметь избегать конфликтных ситуаций.

МОДУЛЬ

№

6.

«ОСНОВЫ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ЭКСТРЕМИЗМУ

И

ТЕРРОРИЗМУ:


объяснять понятия «экстремизм» и «терроризм»;



безопасно действовать в условиях совершения террористического акта,

в том числе при захвате и освобождении заложников.
МОДУЛЬ № 7. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»:


овладеть понятиями информационной среды, киберзависимости;



владеть правилами безопасности от информационных угроз.

МОДУЛЬ № 8. «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»:


освоить

основы

медицинских

знаний

и

овладеть

умениями

оказывать первую помощь пострадавшим при наружных кровотечениях.
МОДУЛЬ № 9. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»:


овладеть

знаниями

и

умениями

предупреждения

опасных

и

чрезвычайных ситуаций во время пребывания на улице, в общественном
транспорте.
МОДУЛЬ
ГОСУДАРСТВА

№
В

10.

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ОБЕСПЕЧЕНИИ

ЛИЧНОСТИ,

БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНИ

ОБЩЕСТВА
И

И

ЗДОРОВЬЯ

НАСЕЛЕНИЯ»:


владеть способами безопасного поведения во время аварий, взрывов и

других чрезвычайных ситуациях.
МОДУЛЬ № 11. «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»:


знать источники загрязнения окружающей среды;



знать правила безопасного поведения в зараженной местности.
6 класс

МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:



формировать культуру безопасности жизнедеятельности на основе

освоенныхзнанийиумений;


пониматьзначимостьбезопасногоповедения

в

условиях

опасных

и

чрезвычайных ситуаций.
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»:


сформироватьсоциальноответственноеотношениекведению

здорового

образа жизни;


соблюдать правила личной гигиены.

МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»:


объяснять значение предупреждающих знаков;



знать правила дорожного движения, уметь ими пользоваться.

МОДУЛЬ

№

4

«ОСНОВЫ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ЭКСТРЕМИЗМУ

И

ТЕРРОРИЗМУ»:


безопасно действовать в ситуациях, связанных с террористической

безопасностью.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»:


овладеть знаниями безопасного поведения на природе;



уметь ориентироваться по природным признакам;



безопасно

действовать

при

автономном

существовании:

уметь

добывать огонь, знать растения, грибы, которые можно употреблять в пищу.
МОДУЛЬ № 6 «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»:


освоить основы медицинских знаний и овладеть умениями оказывать

первую помощь пострадавшим при травмах различных областей тела, ожогах,
отморожениях.
МОДУЛЬ № 7 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА ИГОСУДАРСТВА
В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»:


знать средства индивидуальной защиты, уметь ими пользоваться.
7 класс

МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:


овладеть знаниями и умениями определять источники опасных и

чрезвычайных ситуаций.
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»:


сформировать социально ответственное отношение к ведению здорового

образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и
нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих.
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»:


овладеть

знаниями

и

умениями

применять

меры

и

средства

индивидуальной защиты;


приемы

рационального

и

безопасного

поведения

в

опасных

и

чрезвычайных ситуациях.
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»:


раскрывать особенности природных чрезвычайных ситуаций;



безопасно действовать во время наводнения, цунами, схода снежных

лавин;


овладеть знаниями безопасного поведения на природе, во время

грозы, во время гололеда, на водоемах и др.
МОДУЛЬ № 5 «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»:


освоить основы медицинских знаний и овладеть умениями оказывать

первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания,
наружных кровотечениях.
8 класс
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:


понимать значимость безопасного поведения в условиях опасных и

чрезвычайных ситуаций.
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»:



сформировать социально ответственное отношение к ведению здорового

образа жизни;


раскрывать понятия здоровья, здорового образа жизни; объяснять

факторы, негативно влияющие на здоровье;


соблюдать правила личной гигиены.

МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»:


овладеть знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных

ситуаций на транспорте;


объяснять значение предупреждающих знаков; знать правила дорожного

движения и уметь ими пользоваться;


знать правила вождения и содержания велосипеда;



уметь оценивать и прогнозировать опасные ситуации на различных видах

транспорта.
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»:


уметь оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и

принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реальных
условий и возможностей;


овладеть знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных

ситуаций во время пребывания в различных средах.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»:


овладеть знаниями безопасного поведения на природе, во время

грозы, во время гололеда, на водоемах и др.;


раскрывать особенности природных чрезвычайных ситуаций.

МОДУЛЬ

№

«БЕЗОПАСНОСТЬ

6

В

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЯХ

ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»:


характеризовать химические заражения местности, радиационные

заражения;


знать

и

объяснять

правила

безопасного

поведения

во

время

техногенных катастроф; знать средства индивидуальной защиты, уметь ими
пользоваться;



знать правила безопасного поведения в зараженной местности.
9 класс

МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:


понимать

происхождение

чрезвычайных

ситуаций

природного,

техногенного, социального характера.
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»:


сформировать социально ответственное отношение к ведению здорового

образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и
нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих.
МОДУЛЬ

№

3

«ОСНОВЫ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ЭКСТРЕМИЗМУ

И

ТЕРРОРИЗМУ»:


объяснять понятия «экстремизм» и «терроризм»;



знать и понимать роль государства и общества в решении задачи

обеспечения национальной безопасности;


распознавать угрозы террористического характера.

МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»:


знать правила безопасного поведения в туристских походах;



уметь ориентироваться по природным признакам;



объяснять обязанности членов туристской группы;



безопасно

действовать

при

автономном

существовании:

уметь

добывать огонь, знать растения, грибы, которые можно употреблять в пищу;


знать повадки диких животных, чтобы избежать опасности;



раскрывать

особенности

природных

чрезвычайных

ситуаций,

безопасно действовать во время наводнения, цунами, схода снежных лавин.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ВОЗМОЖНОСТЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
5 класс
№ Наименование разделов и тем программ
Количество
Период изучения Виды, формы
ЭОР
п/п
часов
контроля
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
1
Введение. Почему нужно изучать
1
1 четверть
опрос
https://clck.ru/rE4ej
предмет «Основы безопасности
жизнедеятельности».
2
Системы обеспечения безопасности
1
1 четверть
опрос
https://shareslide.ru/obzh/prezentatsiya
города (населенного пункта).
-po-obzh-5-klass-sistemy
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
3
Организм человека и его безопасность.
1
4 четверть
опрос
https://infourok.ru/organizmcheloveka-i-ego-bezopasnost5324535.html
4
Питаемся правильно.
1
4 четверть
опрос
https://clck.ru/rE7yW
5
Здоровье органов чувств.
1
4 четверть
самоконтроль https://theslide.ru/biologiya/organychuvstv-5-klass
6
Как вести здоровый образ жизни.
1
4 четверть
самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/318390/
7
Движение — это жизнь
1
4 четверть
самоконтроль https://clck.ru/rE9ux
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
8
Виды современного транспорта
1
2 четверть
опрос
http://www.myshared.ru/slide/100525
2/
9
Выбор пути: безопасная дорога в
1
2 четверть
опрос
https://clck.ru/rFJKF
школу.
10 Безопасная дорога.
1
2 четверть
самоконтроль https://clck.ru/rFKfz
11 Проверочная работа по теме
1
2 четверть
самоконтроль Не предусмотрено
«Безопасность на дорогах и на
транспорте
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»
12 Пожар
1
1 четверть
самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/789572/

13
14
15

Если в школе пожар
Мой безопасный дом.
Дела домашние: техника безопасности.

1
1
1

1 четверть
1 четверть
1 четверть

Проверочная работа по теме «Личная
1
1 четверть
безопасность в повседневной жизни»
17 Правила поведения на игровой площадке. 1
1 четверть
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»
18 Психологические основы самозащиты
1
3 четверть
19 Ситуации криминогенного характера в
1
3 четверть
доме (квартире) и подъезде.
20 Криминогенные ситуации на улице,
1
3 четверть
опасные домогательства.
21 Проверочная работа по теме «Опасные
1
3 четверть
ситуации социального характера»
МОДУЛЬ № 6 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»
22 Правила поведения при захвате в
1
3 четверть
заложники.
МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
23 Безопасность в Интернете
1
3 четверть
16

МОДУЛЬ № 8 «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
24 Виды ранений, их причины и первая
1
помощь.
25 Общая характеристика кровотечений.
1

26

Первая помощь при кровотечении.

1

самоконтроль
опрос
опрос
тест

https://clck.ru/rFM72
https://clck.ru/rFMw3
https://infourok.ru/prezentaciya-poobzh-pravila-bezopasnosti-v-bytu4226749.html
Не предусмотрено

опрос

http://www.myshared.ru/slide/393790

самоконтроль
самоконтроль

https://clck.ru/rFXyL
https://clck.ru/rFYKd

самоконтроль

http://www.myshared.ru/slide/100172
5/
Не предусмотрено

самоконтроль
опрос

https://pptcloud.ru/obzh/pravilapovedeniya-pri-zahvate-v-zalozhniki

опрос

https://pptcloud.ru/informatika/bezopa
snost-v-internete-112832

4 четверть

самоконтроль

https://clck.ru/rFaxg

4 четверть

самоконтроль

4 четверть

самоконтроль

http://900igr.net/prezentacija/obg/obsc
haja-kharakteristika-krovotechenij118575/vidy-krovotechenij-3.html
https://infourok.ru/prezentaciya-vidikrovotecheniy-i-okazanie-pervoymedicinskoy-pomoschi-1761767.html

опрос

https://infourok.ru/prezentaciya-

МОДУЛЬ № 9 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»
27 Правила поведения в школе.
1
2 четверть

pravila-povedeniya-v-shkole2819052.html
28 Собака не всегда друг.
1
2 четверть
самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/519347/
МОДУЛЬ № 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА ИГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И
ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»
29 Фильтрующие противогазы.
1
3 четверть
тест
http://www.myshared.ru/slide/833948/
МОДУЛЬ № 11 «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
30 Современная экологическая ситуация в
1
4 четверть
самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/142915
мире
6/
31 Загрязнение воды.
1
4 четверть
опрос
http://www.myshared.ru/slide/100437
9/
32 Загрязнение воздуха
1
4 четверть
самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/133430
0/
33 Загрязнение почвы.
1
4 четверть
самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/569293/
34 Годовая контрольная работа
1
4 четверть
тест
Не предусмотрено
6 класс
№ Наименование разделов и тем программ
Количество
Период изучения Виды, формы
ЭОР
п/п
часов
контроля
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
1
Введение. Почему нужно изучать
1
1 четверть
опрос
https://clck.ru/rE4ej
предмет «Основы безопасности
жизнедеятельности».
2
Входная контрольная работа
1 четверть
Тест
Не предусмотрено
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
3
Правильное питание — основа здорового 1
4 четверть
опрос
http://www.myshared.ru/slide/132033/
образа жизни
4
Значение белков, жиров и углеводов в
1
4 четверть
опрос
https://ppt-online.org/77495
питании человека. Гигиена и культура
питания
5
Гигиена и культура питания
1
4 четверть
самоконтроль https://pptcloud.ru/biologiya/gigiena-

pitaniya
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
6
Вводное занятие. Правила дорожного
1
3 четверть
движения. Обязанности участников
дорожного движения.
7
Правила движения транспортных средств 1
3 четверть
и пешеходов по сигналам светофора и
регулировщика
МОДУЛЬ № 4 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»
8
Захват террористами воздушных и
1
4 четверть
морских судов, других транспортных
средств.
9
Взрывы в местах массового скопления
1
4 четверть
людей.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»

опрос

https://ppt-online.org/419935

самоконтроль

http://www.myshared.ru/slide/80824/

опрос

https://clck.ru/rHGha

опрос

https://clck.ru/rHGuE

10

Основные виды экстремальных ситуаций
в природных условиях.

1

1 четверть

опрос

11

Факторы и стрессоры выживания в
природных условиях.
Психологические основы выживания в
природных условиях
Страх — главный психологический враг
Умеете ли вы ориентироваться?

1

1 четверть

опрос

https://infourok.ru/prezentaciya-poobzh-po-teme-ekstremalnie-situacii-vprirodnih-usloviyah-dlyaobuchayuschihsya-h-klassov2097852.html
https://clck.ru/rHHZA

1

1 четверть

опрос

https://clck.ru/rHHur

1
1

1 четверть
1 четверть

самоконтроль
опрос

Проверочная работа по теме
«Экстремальные ситуации в природных
условиях»
Природа полна неожиданностей!

1

1 четверть

Самостоятель
ная работа

https://pptcloud.ru/obzh/strah
https://infourok.ru/prezentaciya-poobzh-na-temu-orientirovanie-namestnosti-klass-2201119.html
Не предусмотрено

1

2 четверть

опрос

12
13
14

15

16

https://infourok.ru/prezentaciya-po-

obzh-na-temu-priroda-i-chelovekklass-2201025.html
http://www.myshared.ru/slide/935823/
https://infourok.ru/prezentaciya-poteme-turizm-obschie-svedeniya-oturizme-i-ego-vidah-1983158.html
http://www.myshared.ru/slide/478985/

17
18

Вода таит опасности
Перед походом… Значение туризма в
жизни человека

1
1

2 четверть
2 четверть

опрос
самоконтроль

19

Подготовка к походу: требования к
снаряжению
В походе.
Чрезвычайные и неожиданные ситуации
в походе.
Проверочная работа по темам «Перед
походом, подготовка к походу, в походе».
Сооружение временного жилища,
добывание и использование огня.

1

2 четверть

опрос

1
1

2 четверть
2 четверть

опрос
самоконтроль

1

2 четверть

тест

1

2 четверть

опрос

24

Обеспечение питанием и водой.

1

2 четверть

опрос

25

Поиск и приготовление пищи.

1

3 четверть

самоконтроль

26

Сигналы бедствия

1

3 четверть

опрос

3 четверть

опрос

3 четверть

опрос

https://infourok.ru/prezentaciya-poobzh-na-temu-sooruzhenievremennogo-zhilisha-i-oborudovaniemesta-dlya-kostra-6-klass4534915.html
https://infourok.ru/prezentaciya-poobzh-na-temu-obespechenie-pitaniemi-vodoy-1409760.html
https://shareslide.ru/obzh/prezentatsiya
-po-obzh-poisk-i-prigotovlenie
http://www.myshared.ru/slide/116540
0/
https://shareslide.ru/obzh/prezentatsiya
-po-obzh-6-klass-faktory
http://www.myshared.ru/slide/834240/

4 четверть

самоконтроль

https://ppt-online.org/757943

4 четверть

опрос

https://ppt-online.org/834959

20
21
22
23

Факторы, влияющие на безопасность во
1
внутреннем и выездном туризме
28 Акклиматизация в различных природно- 1
климатических условиях
МОДУЛЬ № 6 «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
29 Извлечение инородного тела из верхних
1
дыхательных путей.
30 Обморожения и общее охлаждение
1
27

http://www.myshared.ru/slide/478985/
https://shareslide.ru/obzh/prezentatsiya
-po-obzh-na-temu-chrezvychaynye-12
Не предусмотрено

организма.
31 Закрытые травмы
1
4 четверть
опрос
https://ppt-online.org/754656
32 Способы переноски пострадавших
1
4 четверть
самоконтроль https://ppt-online.org/710970
МОДУЛЬ № 7 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА ИГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И
ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»
33
34

Коллективные и индивидуальные
средства защиты.
Годовая контрольная работа.

1

3 четверть

Опрос

https://ppt-online.org/399697

1

4 четверть

Тест

Не предусмотрено

7 класс
№ Наименование разделов и тем программ
Количество
Период изучения Виды, формы
ЭОР
п/п
часов
контроля
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
1
Введение. Почему нужно изучать
1
1 четверть
Самоконтроль https://clck.ru/rE4ej
предмет «Основы безопасности
жизнедеятельности».
2
Входная контрольная работа
1
1 четверть
тест
Не предусмотрено
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
3
Психическое здоровье человека
1
4 четверть
Самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/106580/
4
Социальное здоровье человека.
1
4 четверть
Опрос
http://www.myshared.ru/slide/610492/
5
Алкоголь наносит удары по организму
1
4 четверть
Самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/138982
2/
6
Курение убивает
1
4 четверть
Самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/739430/
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»
7
Какие конфликты возникают в социуме.
1
4 четверть
Самоконтроль https://pptcloud.ru/obshh/konflikty-vobschestve-46310
8
Чрезвычайные ситуации социального
1
4 четверть
Самоконтроль https://ppt-online.org/117229
характера
9
Роль государства и общества в
1
4 четверть
Самоконтроль https://shareslide.ru/obzh/rolобеспечении безопасности жизни и
gosudarstva-v-obespechenii-

здоровья граждан Российской Федерации
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
10 Чрезвычайные ситуации природного
1
характера
11 Происхождение и классификация
1
землетрясений
12 Оценка землетрясений, их последствия и 1
меры по уменьшению потерь
13 Правила безопасного поведения при
1
землетрясениях
14 Проверочная работа по теме
1
«Землетрясения»
15 Общее понятие о вулканах, меры по
1
уменьшению потерь от извержений
вулканов
16 Оползни. Сели (селевые потоки)
1

natsionalnoy-bezopasnosti
1 четверть

Самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/230636/

1 четверть

Самоконтроль https://ppt-online.org/444623

1 четверть

Самоконтроль Не предусмотрено

1 четверть

Опрос

1 четверть

Опрос

1 четверть

Самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/100567
4/

2 четверть

Самоконтроль https://pptcloud.ru/obzh/opolzniobvaly-selevye-potoki
Самоконтроль https://ppt4web.ru/obzh/obvaly-isnezhnye-laviny.html
Самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/100290
5/
Самоконтроль https://shareslide.ru/obzh/prezentatsiya
-po-obzh-na-temu-pravila-35

http://www.myshared.ru/slide/134440
6/
Не предусмотрено

17

Обвалы. Снежные лавины

1

2 четверть

18

Последствия оползней, селей, обвалов и
снежных лавин.
Правила безопасного поведения при
угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и
лавин.
Происхождение ураганов, бурь и смерчей
Классификация ураганов, бурь и
смерчей.
Последствия ураганов, бурь и смерчей и
меры по уменьшению ущерба от них
Проверочная работа по темам «Вулканы,
оползни, сели, обвалы, снежные лавины,
ураганы, бури, смерчи»
Правила безопасного поведения при

1

2 четверть

1

2 четверть

1
1

2 четверть
2 четверть

1

2 четверть

Самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/578190/
Самоконтроль https://shareslide.ru/obzh/uraganyburi-smerchi-klassifikatsiya
Самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/795867/

1

2 четверть

Опрос

Не предусмотрено

1

3 четверть

Опрос

Не предусмотрено

19

20
21
22
23

24

25
26

27
28

29
30

угрозе и во время ураганов, бурь и
смерчей.
Виды наводнений.
Последствия наводнений и меры по
уменьшению ущерба от них. Правила
безопасного поведения при угрозе и во
время наводнений.
Причины и классификация цунами.
Последствия цунами и меры по
уменьшению ущерба от них. Правила
безопасного поведения при цунами
Причины природных пожаров и их
классификация.
Последствия природных пожаров, их
тушение и предупреждение

1
1

3 четверть

Самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/445550/
Самоконтроль https://ppt4web.ru/obzh/posledstvijanavodnenijj.html

1

3 четверть

1

3 четверть

Самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/123831
8/
Самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/665176/

1

3 четверть

Самоконтроль https://ppt-online.org/855269

1

3 четверть

Самоконтроль https://infourok.ru/prezentaciya-poobzh-na-temu-posledstviya-lesnihpozharov-klass-1152715.html
Самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/665195/

Правила безопасного поведения в зоне
1
лесного или торфяного пожара и при его
тушении
МОДУЛЬ № 5 «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
32 Правила наложения повязок.
1
33 Первая помощь при переломах,
1
переноска пострадавших
34 Годовая контрольная работа
1
31

3 четверть

3 четверть
3 четверть
4 четверть

Самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/828387/
Самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/136929
8/
Тест
Не предусмотрено

8 класс
№ Наименование разделов и тем программ
Количество
Период изучения Виды, формы
ЭОР
п/п
часов
контроля
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
1
Введение. Почему нужно изучать
1
1 четверть
Самоконтроль https://clck.ru/rE4ej

предмет «Основы безопасности
жизнедеятельности».
2
Входная контрольная работа
1
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
3
Зависит ли здоровье от образа жизни.
1
4
Физическое здоровье человека
1

1 четверть

тест

4 четверть
4 четверть

Не предусмотрено

5

Правильное питание.

1

4 четверть

6

Питаемся правильно

1

4 четверть

7
8
9

Психическое здоровье человека
Социальное здоровье человека.
Репродуктивное здоровье подростков и
его охрана.
Семья и здоровье детей

1
1
1

4 четверть
4 четверть
4 четверть

Самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/667432/
Самоконтроль https://pptcloud.ru/obzh/fizicheskoezdorovie-cheloveka
Самоконтроль https://pptcloud.ru/obzh/pravilnoepitanie-75262
Самоконтроль https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-pitaemsya-pravilno-992877.html
Самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/106580/
Самоконтроль https://ppt-online.org/493929
опрос
http://www.myshared.ru/slide/65911/

1

4 четверть

опрос

http://www.myshared.ru/slide/104749
2/

2 четверть
2 четверть

опрос
опрос

1
1

2 четверть
2 четверть

самоконтроль
самоконтроль

1
1
1

2 четверть
2 четверть
2 четверть

самоконтроль
опрос
тест

https://ppt-online.org/567876
https://shareslide.ru/obzh/prezentatsiya
-po-obzh-na-temu-chrezvychaynye-15
https://ppt-online.org/117287
https://infourok.ru/prezentaciya-kklassnomu-chasu-aviakatastrofi2506543.html
https://ppt-online.org/415331
http://www.myshared.ru/slide/942168/
Не предусмотрено

10

МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
11 Транспорт в современном мире.
1
12 Чрезвычайные ситуации на дорогах
1
13
14

Опасные ситуации в метро
Авиакатастрофы

Железнодорожные катастрофы.
Террористические акты на транспорте
Проверочная работа по темам
«Транспорт в современном мире,
чрезвычайные ситуации на дорогах,
опасные ситуации в метро,
авиакатастрофы»
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»
15
16
17

1
1
1

1 четверть
1 четверть
1 четверть

самоконтроль
самоконтроль
самоконтроль

21

Как вести себя при пожаре
Чрезвычайные ситуации в быту
Затопление жилища. Опасное
электричество.
Разумная предосторожность

1

1 четверть

самоконтроль

22

Опасные игры

1

1 четверть

самоконтроль

1 четверть
2 четверть

самоконтроль
самоконтроль

2 четверть

самоконтроль

18
19
20

МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
23 Лес — это серьѐзно.
1
24 Неожиданные встречи в лесу. Если гроза 1
застала вас в лесу

25

Водоѐм зимой и летом.

1

http://www.myshared.ru/slide/54130/
https://ppt-online.org/790073
http://www.myshared.ru/slide/100693
4
https://infourok.ru/prezentaciya-poobzh-na-temu-razumnayapredostorozhnost-4505433.html
https://infourok.ru/prezentaciyaklassniy-chas-opasnie-igri-klass1797447.html
https://ppt-online.org/1016713
https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-po-obzh-na-temu-povedenie-vlesu-pri-vstreche-s-opasnymizhivotnymi-i-pri-groze-8-klass5260852.html
https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-vodoyomy-zimoj-i-letom6027964.html

МОДУЛЬ № 6 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»
26 Техногенные чрезвычайные ситуации.
1
3 четверть
опрос
https://infourok.ru/prezentaciya-poobzh-na-temu-chrezvychajnyesituacii-tehnogennogo-haraktera4314297.html
27 Причины чрезвычайных ситуаций
1
3 четверть
самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/940224/
техногенного характера и защита от них.
28 Виды аварий на химически опасных
1
3 четверть
самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/101631
объектах.
5/
29 Правила безопасного поведения при
1
3 четверть
самоконтроль https://infourok.ru/pravilaавариях с выбросом аварийно химически
bezopasnogo-povedeniya-priопасных веществ.
avariyah-s-vybrosom-ahov-8-klass4400937.html

30
31
32
33

34

Аварии на радиационно опасных
объектах.
Защита от радиационных аварий
Защита от гидродинамических аварий
Проверочная работа по теме
«Производственные аварии и
катастрофы»
Годовая контрольная работа

1

3 четверть

самоконтроль

http://www.myshared.ru/slide/262307/

1
1
1

3 четверть
3 четверть
3 четверть

самоконтроль
самоконтроль
Тест

http://www.myshared.ru/slide/418892/
https://ppt-online.org/321191
Не предусмотрено

1

4 четверть

тест

Не предусмотрено

9 класс
№ Наименование разделов и тем программ
Количество
Период изучения Виды, формы
ЭОР
п/п
часов
контроля
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
1
Введение. Почему нужно изучать
1
1 четверть
Самоконтроль https://clck.ru/rE4ej
предмет «Основы безопасности
жизнедеятельности».
2
Входная контрольная работа
1
1 четверть
тест
Не предусмотрено
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
3
Курение убивает!
1
4 четверть
Самоконтроль https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-kurenie-ubivaet-1381084.html
4
Алкоголь разрушает личность
1
4 четверть
опрос
http://www.myshared.ru/slide/598909/
5
Скажем наркотикам «Нет!». Наркотики
1
4 четверть
самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/731264/
— яд.
6
Токсикомания — страшная зависимость. 1
4 четверть
Самоконтроль https://pptcloud.ru/obzh/toksikomaniy
a-209396
7
Заболевания, передающиеся половым
1
4 четверть
опрос
http://www.myshared.ru/slide/905139/
путем.
МОДУЛЬ № 3 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»
8
Экстремизм.
1
3 четверть
Самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/813239/
9
Терроризм.
1
3 четверть
опрос
http://www.myshared.ru/slide/271740/
10 Взрывы в жилых домах – теракты
1
3 четверть
самоконтроль https://ppt-online.org/965611

Проверочная работа по теме
1
«Экстремизм и терроризм»
12 Законодательство России о
1
противодействии экстремизму и
терроризму
13 Национальная безопасность России
1
14 Гражданская оборона как составная часть 1
национальной безопасности
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
15 Обеспечение безопасности в туристских
1
походах
16 Движение по туристскому маршруту
1
11

3 четверть

Тест

Не предусмотрено

4 четверть

опрос

http://www.myshared.ru/slide/138526
4/

4 четверть
4 четверть

самоконтроль https://ppt-online.org/19424
Самоконтроль https://ppt-online.org/161125

1 четверть

Самоконтроль https://ppt-online.org/495369

1 четверть

опрос

17

Сооружение временного жилища,
добывание и использование огня.

1

1 четверть

18

Сигналы бедствия.

1

1 четверть

19

Обеспечение безопасности в водном
туристском походе.
Узлы в туристском походе
Чрезвычайные ситуации и их
классификация.
Природные чрезвычайные ситуации.
Происхождение и классификация
землетрясений
Оценка землетрясений, их последствия и
меры по уменьшению потерь

1

1 четверть

https://myslide.ru/presentation/159730
9386_dvizhenie-po-turisticheskomumarshrutu
самоконтроль https://infourok.ru/prezentaciya-poobzh-na-temu-sooruzhenievremennogo-zhilisha-i-oborudovaniemesta-dlya-kostra-6-klass4534915.html
Самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/116540
0/
опрос
http://www.myshared.ru/slide/544658/

1
1

1 четверть
2 четверть

самоконтроль https://ppt-online.org/307679
Самоконтроль https://ppt-online.org/129088

1
1

2 четверть
2 четверть

опрос
самоконтроль

1

2 четверть

Правила безопасного поведения при

1

2 четверть

Самоконтроль https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-obzh-zemletryaseniya2947895.html
опрос
http://www.myshared.ru/slide/311004/

20
21
22
23
24

25

https://ppt-online.org/129089
https://ppt-online.org/808169

землетрясениях
Общее понятие о вулканах

1

2 четверть

1

2 четверть

1

3 четверть

29
30
31
32

Меры по уменьшению потерь от
извержений вулканов.
Сели (селевые потоки). Оползни.
Обвалы.
Снежные лавины
Ураган, буря, смерч.
Цунами.
Наводнения.

https://topslide.ru/obzh/vulkanyizvierzhieniia-vulkanovraspolozhieniie-vulkanov-na-ziemlie
Самоконтроль https://topslide.ru/obzh/izvierzhieniievulkanov
опрос
http://www.myshared.ru/slide/410398/

1
1
1
1

3 четверть
3 четверть
3 четверть
3 четверть

самоконтроль
Самоконтроль
опрос
самоконтроль

33
34

Природные пожары.
Годовая контрольная работа.

1
1

3 четверть
3 четверть

26

27
28

самоконтроль

http://www.myshared.ru/slide/665153/
http://www.myshared.ru/slide/555341/
https://ppt-online.org/167551
http://www.myshared.ru/slide/138101
1/
Самоконтроль http://www.myshared.ru/slide/77363/
тест
Не предусмотрено



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.