Географическое краеведение

Аннотация к рабочей программе
по учебному курсу «Географическое краеведение»
на уровне основного общего образования
Содержание программы предполагает расширение и углубление
теоретического материала, позволяющее формирование практических
навыков.
Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания
учебного предмета «География», сформировать умения и навыки выполнения
тестовых и коммуникативных заданий, а также развитие практических
навыков.
Планируемые результаты.
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования по географии должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России;
ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам
природного и культурного наследия человечества, традициям разных
народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России,
своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской
идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и
долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны для реализации целей
устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной
деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на
основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания

последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям
своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой
родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений географических наук об
основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение читательской
культурой как средством познания мира для применения различных
источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка на
осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение
правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе
и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического
воспитания:
ориентация
на
применение
географических знаний для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; осознание глобального характера экологических

проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя
в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Изучение географии в основной школе способствует достижению
метапредметных результатов, в том числе:
—
Выявлять
и
характеризовать
существенные
признаки
географических объектов, процессов и явлений;
—
устанавливать
существенный
признак
классификации
географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
—
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической
задачи;
—
выявлять дефициты географической информации, данных,
необходимых для решения поставленной задачи;
—
выявлять
причинно-следственные
связи
при
изучении
географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с
использованием
дедуктивных
и
индуктивных
умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях
географических объектов, процессов и явлений;
—
самостоятельно
выбирать
способ
решения
учебной
географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
—
Использовать географические вопросы как исследовательский
инструмент познания;
—
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв
между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
—
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
—
проводить по плану несложное географическое исследование, в
том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей
изучаемых географических объектов, причинно- следственных связей и
зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
—
оценивать достоверность информации, полученной в ходе
географического исследования;
—
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать
достоверность полученных результатов и выводов;
—
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
изменяющихся условиях окружающей среды.

Предметные результаты
—
Приводить примеры географических объектов, процессов и
явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
—
приводить примеры методов исследования, применяемых в
географии;
—
выбирать
источники
географической
информации
(картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы),
необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших
географических исследований современности;
—
интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях
и географических исследованиях Земли, представленную в одном или
нескольких источниках;
—
различать вклад великих путешественников в географическое
изучение Земли;
—
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
—
находить в различных источниках информации (включая
интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских
путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
—
определять направления, расстояния по плану местности и по
географическим картам, географические координаты по географическим
картам;
—
использовать условные обозначения планов местности и
географических карт для получения информации, необходимой для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
—
применять понятия «план местности», «географическая карта»,
«аэрофотоснимок»,
—
«ориентирование на местности», «стороны горизонта»,
«горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и
практико-ориентированных задач;
—
различать понятия «план местности» и «географическая карта»,
параллель» и «меридиан»;
—
приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой
природы;
—
объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
—
устанавливать
эмпирические
зависимости
между
продолжительностью дня и географической широтой местности, между
высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на
основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;
—
различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и
«горная порода»;
—
различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
—
различать изученные минералы и горные породы, материковую и
океаническую земную кору;
—
показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и

океаны, крупные формы рельефа Земли;
—
различать горы и равнины;
—
классифицировать формы рельефа суши по высоте и по
внешнему облику;
—
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и
средств их предупреждения;
—
приводить примеры изменений в литосфере в результате
деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
—
приводить примеры актуальных проблем своей местности,
решение которых невозможно без участия представителей географических
специальностей, изучающих литосферу;
—
приводить
примеры
действия
внешних
процессов
рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;
—
представлять результаты фенологических наблюдений и
наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической,
географического описания).
—
Гидросфера — водная оболочка Земли. Гидросфера и методы её
изучения. Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах.
Реки: горные и равнинные. Озёра.
—
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Температура воздуха.
Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение.
Особенности суточного хода
—
температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над
горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура.
Годовой ход температуры воздуха.
—
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения.
—
Погода и её показатели. Причины изменения погоды.
—
Климат и климатообразующие факторы. Человек и атмосфера.
Взаимовлияние человека и атмосферы.
—
Природные зоны своей местности. Изменение природных зон под
влиянием человека. Культурный ландшафт. Культурные ландшафты своей
местности: городские, сельскохозяйственные, промышленные. Человек в
культурном ландшафте.
На изучение учебного курса «Географическое краеведение» отводится
34 часа (1 час в неделю) в 5 и 6 классе.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.