Развитие речи

Аннотация к рабочей программе
по учебному курсу «Развитие речи»
на уровне основного общего образования
Развитие речи – отрасль методики русского языка и относится к прикладным
наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.
Русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря,
словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми
возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.
Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности
русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо
усилить практическую направленность обучения русскому языку на уроках развития
речи, обеспечить преподавание на уровне, соответствующем потребностям современного общества, повысить эффективность каждого урока.
Целями и задачами курса развития речи в основной школе являются:
• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с
развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания,
человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык,
сознательно относящегося к нему как явлению культуры, воспринимающего родной
язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых
в обществе;
• овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками,
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями,
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её
функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи
грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной
грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и
фразеологии русского языка;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в
разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к
речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного
языка;
• совершенствование коммуникативных способностей, формирование
готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог,
1

искать и находить содержательные компромиссы.
Содержание курса развития речи в основной школе обусловлено общей
нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных,
метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе
компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций.
Развитие речи учащихся на уроках предполагает совершенствование всех
видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма)
и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами
русского литературного языка: литературного произношения, образования форм
слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии
с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных
предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку, литературе и
развитию речи. Обогащение запаса слов на уроках обеспечивается систематической
словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие
у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться
за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.
Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над
синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением
и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и
навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие
связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым
оформлением речевого высказывания, которая осуществляется при выполнении
специальных упражнений и при подготовке к написанию изложений и сочинений.
Особое внимание обращается на формирование и совершенствование умений
анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять
план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать
языковые средства.
Одно из основных направлений развития речи — организация работы по
овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усиление практической
направленности требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат
базой для формирования речевых умений и навыков: различение типов и стилей
речи, определение темы и основной мысли в текстах, умение устанавливать
смысловые связи в текстах, составление текстов различных по типу и стилю и т.д.
Важнейшим направлением в работе учителя является формирование навыков
грамотного письма. Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при написании изложений и сочинений, тем самым создавая
непрерывность в совершенствовании навыков правописания.
2

Достижение личностных результатов освоения курса русского языка
невозможно без формирования культуроведческой компетенции.
На изучение учебного курса «Развитие речи» отводится 34 часа: в 7 классе –
34 часов (1 часа в неделю)

3



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.