Аннотация к рабочей программе
по учебному предмету «Обществознание»
базового уровня на уровне среднего общего образования
Учебный предмет «Обществознание» играет ведущую роль в
выполнении системой образования функции интеграции молодежи в
современное общество и обеспечивает условия для формирования
российской
гражданской
идентичности,
традиционных
ценностей
многонационального российского народа, готовности обучающихся к
саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому
самовыражению, взаимодействию с другими людьми на благо человека и
общества.
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Целями обществоведческого образования в средней школе являются:
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения
страны в различных областях жизни, уважения к традиционным ценностям и
культуре России, правам и свободам человека и гражданина, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
развитие личности в период ранней юности, становление ее
духовно-нравственных позиций и приоритетов, выработка правового
сознания,
политической
культуры,
мотивации
к
предстоящему
самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой,
профессиональной;
развитие
способности
обучающихся
к
личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю;
развитие интереса обучающихся к освоению социальных и
гуманитарных дисциплин;
освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование
целостной картины общества, адекватной современному уровню научных
знаний и позволяющей реализовать требования к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения образовательной
программы,
представленным
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте среднего общего образования;
овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать
и систематизировать социальную информацию из различных источников,
преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебнопознавательных, исследовательских задач, а также в проектной деятельности;
совершенствование опыта обучающихся в применении
полученных знаний (включая знание социальных норм) и умений в
различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной
деятельности, включая волонтерскую, в сферах межличностных отношений,
отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в
противодействии коррупции, в семейно-бытовой сфере, а также для анализа
и оценки жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и
собственных поступков.
С учетом преемственности с уровнем основного общего образования
учебный предмет «Обществознание» раскрывает теоретические знания,
факты социальной жизни; ценности и нормы, регулирующие общественные
отношения; социальные роли человека, его права, свободы и обязанности как
члена общества и гражданина Российской Федерации; особенности
современного российского общества в единстве социальных сфер и
институтов и роли России в динамично изменяющемся мире; различные
аспекты межличностного и других видов социального взаимодействия, а
также взаимодействия людей и социальных групп с основными институтами
государства и гражданского общества и регулирующие эти взаимодействия
социальные нормы.
Освоение
содержания
обществоведческого
образования
осуществляется в соответствии со следующими ориентирами, отражающими
специфику учебного предмета на уровне среднего общего образования:
определение учебного содержания научной и практической
значимостью включаемых в него положений и педагогическими целями
учебного предмета с учетом познавательных возможностей учащихся
старшего подросткового возраста;
представление в содержании учебного предмета основных сфер
жизни общества, типичных видов человеческой деятельности в
информационном обществе, условий экономического развития на
современном этапе, особенностей финансового поведения, перспектив и
прогнозов общественного развития, путей решения актуальных социальных
проблем;
обеспечение развития ключевых навыков, формируемых
деятельностным компонентом социально-гуманитарного образования
(выявление проблем, принятие решений, работа с информацией), и
компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов
деятельности и при выборе профессии;
включение в содержание предмета полноценного материала о
современном российском обществе, об основах конституционного строя
Российской Федерации, закрепленных в Конституции Российской
Федерации, о правах и свободах человека и гражданина, тенденциях развития
России, ее роли в мире и противодействии вызовам глобализации;
расширение возможностей самопрезентации старшеклассников,
мотивирующей креативное мышление и участие в социальных практиках.
Отличие содержания учебного предмета «Обществознание» на базовом
уровне среднего общего образования от содержания предшествующего
уровня заключается в:
изучении нового теоретического содержания;
рассмотрении ряда ранее изученных социальных явлений и
процессов в более сложных и разнообразных связях и отношениях;
освоении обучающимися базовых методов социального
познания;
большей
опоре на
самостоятельную
деятельность и
индивидуальные познавательные интересы обучающихся, в том числе
связанные с выбором профессии;
расширении
и
совершенствовании
познавательных,
исследовательских, проектных умений, которые осваивают обучающиеся, и
возможностей их применения при выполнении социальных ролей, типичных
для старшего подросткового возраста.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом предмет «Обществознание» на
базовом уровне изучается в 10 и 11 классах. Общее количество учебного
времени на два года обучения составляет 136 часов (68 часов в год). Общая
недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 2 часа.