Наш проект «Лицеский круг: Дягилевцы» стал победителем конкурса Президентских грантов!
Подведены
итоги первого конкурса 2022 года Фонда Президентских грантов. В числе
победителей – наш проект, представленный автономной некоммерческой организацией
«Школа инклюзивной культуры "Вместе"», – «Лицеский круг: Дягилевцы».
Цель
проекта: развитие школьной идентичности обучающихся Гимназии № 8 "Лицей
им. С. П. Дягилева" путем вовлечения в творческие коммеморативные практики
с участием выпускников разных лет; формирование сообщества лицеистов,
помогающего их социальной и профессиональной самореализации.
Гимназия №
8 "Лицей имени С. П. Дягилева» г. Екатеринбурга не только приобщает
учеников к искусству, но и создает арт-терапевтическую среду для обучающих с
особыми образовательными потребностями. Проект «Лицейский круг:
Дягилевцы» направлен на развитие школьной идентичности путем вовлечения людей
разных возрастов в творческую коммеморативную деятельность, общение с учениками
других классов и выпускниками разных лет. Несмотря на долгое
существование уникальной школы и большие достижения учеников, в ней отсутствуют
межпоколенческие связи, особенно важные для людей творческих склонностей и
профессий в их самоопределении.
Задачи проекта:
1. информационная задача в отношении участников
проекта и общества в целом;
2. организация коммеморативных и
творческих активностей, усиливающих школьную идентичность учеников разных
возрастов (с привлечением выпускников);
3. аналитическая задача - обобщение и
трансляция результатов проекта научной и педагогической общественности
Екатеринбурга и Свердловской области.
Проект
формирует сообщество "дягилевцев" в ходе их участия в общественных
преобразованиях, конструировании социальности и развитии креативности.
В нем
происходят:
· развитие школьной идентичности учеников
гимназии («Я – ученик Дягилевки») как первого уровня гражданской идентичности,
которая в настоящее время неустойчива и не способствует личностному
самоопределению, видению социальных перспектив;
· реализация детско-взрослых коммеморативных
и дискуссионных практик по поводу истории школы и судеб ее учеников разных лет
как «общего творческого дела», основанного на неформальных коммуникациях
единомышленников, любящих искусство;
· преодоление усилиями сообщества разрыва
между потребностями в получении детьми всестороннего образования, и качества
образовательной среды, пространственно-семантические компоненты которой отстают
от современных требований.
Целевой
группой проекта являются обучающиеся Гимназии № 8 «Лицей имени С. П. Дягилева»
г. Екатеринбурга: учащиеся начальной школы приобретают опыт «узнавания»
школы и ее истории как социокультурного пространства; учащиеся основной школы
приобретают опыт исследовательской и творческой деятельности, взаимодействия с
людьми разных возрастов, закончивших эту школу; учащиеся старшей школы
приобретают опыт профориентации, а также творческой и наставнической
деятельности, инициируя и координируя деятельность школьников младшего возраста
по фиксации школьной истории.
Проект
имеет инклюзивный характер, а сопричастность истории школы становится первым
шагом на пути формирования чувства сопричастности большой Истории – истории
региона и страны.
Проект
направлен на решение следующих социальных задач:
· самоопределения учащихся: ученикам сложно
самоопределиться в жизни и призвании, т. к. они не знают историю гимназии и
зачастую не видят своих профессиональных перспектив в связи с умениями,
полученными в Лицее; школьная идентичность носит неустойчивый характер (об этом
свидетельствуют результаты анкетирования, в ходе которого не удалось получить
развернутые ответы на вопросы, связанные со школьной идентичностью лицеистов);
· разработки действенных механизмов передачи
социального и профессионального опыта выпускников школы ее нынешним ученикам, а
для сферы искусства это особенно важно;
· формирования узнаваемого "лица"
школы, т. к. школьные мероприятия, косвенно направленные на формирования и
развитие школьной идентичности, имеют стихийный характер (подтверждается
анализом нормативной документации школы, календарными планами классных
руководителей), а айдентика устарела;
· развития школьного музея: существующий
школьный музей, где могли бы реализоваться практики коммеморации, не является
социально привлекательным пространством;
· создания детско-взрослых общностей,
объединенных чувством сопричастности судьбе школы и включающими в «орбиту»
своей деятельности сегодняшних лицеистов, выпускников разных лет, родителей,
педагогов, ветеранов школы (отмечено в процессе проведения неформализованных
интервью с родителями и педагогами).
Дата создания: 19.01.2022
Дата обновления: 20.01.2022
Дата публикации: 19.01.2022