СВЕТЛЫЙ МИР СВЕТЫ ЗВЕРОВИЧ

16.09.2016

Новая выставка графики известного екатеринбургского художника и преподавателя Гимназии №8 Светланы Казимировны  Зверович открылась 12 сентября в салоне живописи "Стиль" и представляет собой ретроспективу работ, созданных в 2012-2014 годах.  Вещи, на первый взгляд напоминающие натурные зарисовки, настоящему ценителю откроются как законченные, вполне самостоятельные эстампы. 

Светлана часто путешествует по России. В 2012 году она побывала на всероссийском пленеэре, который проводился  на Волге, родине К.С.Петрова-Водкина, в городе Хвалынске.  Место это легендарное,  там было написано знаменитое полотно «Купание красного коня». Исследователи творчества Петрова-Водкина придавали родине художника особое значение: «Несомненно, есть в его родной земле некая энергетика, заставляющая фонтанировать творческое начало, струиться, литься, заполнять душевные пустоты», – отмечает в статье «Хвалынские этюды» искусствовед Наталья Дегтярева.

По словам Светланы, на протяжении всей творческой поездки знаменитые полотна Петрова-Водкина незримо присутствовали рядом. Сама река Волга, как и всякого русского человека, заставляла биться в ином ритме сердце нашего автора. На картинах Светланы Зверович старый город Хвалынск предстает, словно бы отголоском, эхом волжского мастера, отраженным от широкой речной глади великой реки.

Светлана рисует классические каменные хоромы, вписанные в среднерусский пейзаж: «Эхо античности» –  работа, выполненная на цветном картоне персикового цвета, стала центральным произведением выставки. На ретроспективной волне Светлана рисует простые дома, в окружении зеленовато-бирюзовых купов древесных крон: лист «Вечер», где в граненной геометрии кубистических объемов, улавливаются сезанновские мотивы. Она часто обращается к изображению деревянной архитектуры, утопающей в светло-зеленых кронах деревьев. Эти неустанно повторяющиеся бытовые зарисовки предстают возвышенно, как истинная поэзия повседневности. Увидеть в каждодневном – величественное, узреть мерцающую светом красоту в обычных природных красках, а теплые, мягкие, высветленные оттенки отвечают летнему солнцу приволжского города.

В хлыновских (древнее название города – Хлыновск) листах важную роль играет детализация, стремление к узнаваемости предметов и в то же время все изображенное находится, как бы в схлынувшем, смытом состоянии. Пейзажи при всей реалистичности, окутаны таинственной полупрозрачной дымкой, создающей пространственно-временную дистанцию и переводящей сюжет в отстранено-легендарный слой. Созданные в поездке волжские этюды – прибрежные и городские виды объединяет ощущение покоя, гармонии, разлитой по просторам окрестностей, наполненных тишиной и влажным речным воздухом.

Бывая в южных городах, художник, чутко улавливает неповторимую особенность их атмосферы.  Южные акриловые эстампы по манере исполнения являются противоположными волжским. Фактурные мазки приобретают силу и плотность. Материалы – акрил, соус, авторские составляющие кладутся свободно широкой кистью. Выбирается теплый колорит красок, а графические приемы становятся близкими к живописи. Реалистический пейзаж «Дорога в горы» создан контрастным и жестковатым рисунком. Насыщенный песчаный колорит передает раскаленный воздух. Сухие выжженные стволы деревьев напоминают стройный ряд колоннады античного храма, которыми так богата древняя Таврида. Словно в торжественном предстоянии они провожают путников, благословляя их в дороге.

Светлана более живет в своем мире, внешние явления для нее служат сигналом очнуться и воссоздать на бумаге внезапно открывшийся вид. Избранная ею техника графики, благодаря своей динамике, быстро отзывается. В своих поездках она создает натурные этюды, сохранившие свежесть и непосредственность восприятия первого впечатления, выглядят достойно и самодостаточно. Так, написанный на Урале в 2014 году лист «Река Ирбит» появился в результате зимнего путешествия по Уралу.

Уральцам знаком восторг, который испытываешь, глядя на чистоту и непорочность снега! Мы видим чистый белый лист, оставленный без красок – это чуть уловимые очертания моста, перекинутого через реку среди прибрежных сугробов. «Работает», светится девственно чистая плоскость бумажного листа. Массы и объемы выстроены едва заметными мазками широкой кистью. Чистые, полупрозрачные изображения, как бы, вибрируют на зыбкой грани между узнаваемостью и беспредметностью, фигуративностью и абстракцией, с едва прочитываемыми силуэтами и линиями, формируя объемы.

«Зимний лес» – такой знакомый,  застывший на холоде, притихший и таинственный. Свет, идущий от зимнего солнца, холодного, проникающего лучами сквозь бирюзовые деревья – пленэрная зарисовка. Импрессионистические открытия, оптические эффекты – игра света и едва уловимых теней на снегу, усиленные светящейся белизной снега. Художник во время странствий фиксирует свежие впечатления, успевая, по закону жанра, их запечатлеть, как известно, первое впечатление всегда бывает единственным и неповторимым.

Один из излюбленных композиционных приемов  Светланы Зверович – виды с балкона,  когда часть интерьера раскрывается во внешнюю среду и происходит взаимоперетекание пространств интерьера и экстерьера. Такова идиллическая сцена «Оттепель».  На первом плане «говорящая» деталь – стул, написанный теплыми красками, хранящий в себе незримое присутствие хозяина. Череда хрустальных сосулек, свисающих с карниза, наполняет пространство веселыми звуками капели. Игра света, пронизывающего искрящийся лед, многократно усилена. Весенняя влага воздуха улавливается наблюдательным взглядом художника. Все дышит свежестью и предощущением весны.  Игра разноцветных теней на снегу завершает сказочную атмосферу. 

Понятие света служит объединяющим началом представленных на выставке работ. Он у Светланы не простой – это серебристо-матовое свечение, струящееся из самих предметов.  Свет, как основное действующее лицо, источающийся из первозданно чистой белой плоскости листов. Видится тихий восторг и удивление перед красотой и явлениями природы, как свидетельство ясности и  согласованности внутреннего мира автора с окружающим его миром.

Художникам, априори, дано осознавать – свое ты имя носишь, или нет, ибо искусство – это зеркало, отражающее внутренний мир.Светлана Зверович со всей ответственностью несет свое имя по жизни и своим искусством дарит свет людям.

 

Наталья Шустова,

искусствовед

 

Дата создания: 15.02.2021

Дата обновления: 16.02.2021

Дата публикации: 16.09.2016

Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти