РП ЭК Основы журналистики

Приложение к основной образовательной программе СОО
МАОУ Гимназии № 8
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия №8 «Лицей им. С. П. Дягилева»

ПРИНЯТО:
На заседании педагогического совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол №14
от «30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ Гимназии № 8
____________________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 110-О
от «31» августа 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Основы журналистики»
ФГОС СОО

Екатеринбург, 2021

1. Планируемые результаты освоения элективного курса
«Основы журналистики»
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6)
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7)
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую
помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
2

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1)
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4)
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов,
умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6)
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7)
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8)
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9)
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.

-

Предметные результаты
Выпускник научится:
навыкам анализа текста как конечного результата журналистской деятельности,
создавать тексты в различных жанрах,
искать информации в различных источниках;
освоит первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные
структурные элементы;
редактировать текст, работать в текстовых редакторах;
приобретет навыки работы с научной, справочной литературой.
излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения;
вести дискуссии;
грамотной устной и письменной речи.
оперировать формулировками, определениями;
навыкам постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.

2. Содержание элективного курса «Основы журналистики»
10 класс
3

Раздел 1. Журналистика как вид деятельности и профессия
Что такое журналистика. Понятие о СМИ. Функции СМИ. История отечественной
журналистики 18-20 вв.
Первая печатная российская газета «Ведомости». Гравюра как средство визуализации
информации в первых русских печатных газетах и журналах. Журналистская деятельность
русских ученых, поэтов и писателей XIX века.
Профессиональные качества журналиста. Этико-правовые основы деятельности журналиста.
Мораль, моральные ценности, этика в журналистской профессии. Каноны журналистики.
Международные принципы журналистской этики: Кодекс практики, Кодекс печати и т.д.
Отечественные журналистские кодексы. Конституция РФ о свободе слова, массовой
информации и запрещении цензуры. Права и обязанности журналиста в законе «О средствах
массовой информации».
Закон «О государственной тайне». Закон «О рекламе». Защита авторских прав в законе «Об
авторском праве и смежных правах». Гражданский кодекс о защите чести, достоинства и деловой
репутации. Уголовный кодекс РФ о клевете и оскорблении. Виды СМИ. Периодика, электронные
СМИ.
Раздел 2. Культура речи журналиста
Культура устной речи журналиста. Анализ звучащей речи журналиста в телевизионном и
радиоэфире. Культура письменной речи журналиста. Типы речи.
Риторический канон как способ развёртывания речи Ведущие журналисты Екатеринбурга.
Раздел 3. Литературное редактирование
Литературное редактирование как научная дисциплина. Общее понятие о редактировании
текста. Виды редакторского чтения. Правка текста. Виды правки.
Правка-вычитка. Глазные ошибки. Понятие о корректуре. Корректурные знаки. Правкасокращение. Приёмы правки.
Правка-переделка. Правка-обработка. Работа редактора над логикой текста. Работа
редактора над композицией произведения.
Работа редактора над текстом-описанием. Работа редактора над текстом повествованием.
Работа редактора над текстом-рассуждением. Работа редактора над цифровыми данными и
определениями в тексте. Понятие факта в журналистике. Творческая лаборатория «Проба пера».
Раздел 4. Текст как продукт журналистского творчества
Методы сбора информации. Способы проверки достоверности информации. Структура
журналистского текста: лид, хэдлайн, зачин, основная часть, концовка. Заголовок. Роль заголовка
в тексте. Связь текста и заголовка. Сильные позиции текста. Стиль. Виды стилей.
Проблема единства стиля в журналистском тексте. Творческая лаборатория «Проба пера».
Номер газеты. Работа редакционного коллектива. Структура редакции. Обязанности членов
редакции. Планирование номера издания. Функции выпускающего редактора и главного
редактора. Рубрикатор. Функции корректора. Подготовка номера к печати. Интерактивность в
работе журналиста.
4

11 класс
Раздел 1. Структура журналистского текста
Структура журналистского текста. Заголовок. Разновидности заголовка.
Способы создания заголовка.
Что такое лид. Виды лидов. Сочетание лида с основной частью. Основная часть. Подпись.
Псевдоним.
Раздел 2. Основные публицистические жанры
Основные публицистические жанры. Характеристика публицистического стиля речи и его
особенностей.
Лексические особенности публицистического стиля речи. Синтаксические особенности
публицистического стиля речи. Экспрессивные (выразительные) средства языка (средства
эмоциональной выразительности публицистического стиля речи).
Информационные жанры. Аналитические жанры. Художественно-публицистические жанры.
Заметка информационного характера. Критерии определения новостей. Заметка дискуссионного
характера. Заметка с выводами и предложениями. Репортаж. Позиция автора. Информационный
репортаж. Проблемный репортаж. Событийный репортаж. Телерепортаж.
Интервью. Журналистская этика в работе над интервью. Строение интервью. Особенности
работы над интервью в информационных программах. Особенности работы над интервью в
аналитических программах. Особенности работы над интервью художественно публицистических программ. Ошибки при написании интервью. Цитирование. Способы передачи
чужого высказывания в письменной речи. Работа с диктофоном (магнитофоном).
Статья как аналитический жанр. Общеисследовательская статья. Практикоаналитическая
статья. Полемическая
статья. Отчет.
Рецензия. Очерк. Портретный очерк.
Проблемный очерк. Путевой очерк. Эссе. Аннотация. Отзыв о книге. Отзыв о кинофильме. Отзыв
о спектакле. Записные книжки как форма литературных заготовок.
Сатира и юмор на страницах периодической печати. Фельетон. Средства выразительности в
фельетоне. Пародия. Эпиграмма. Фоторепортаж. Переписка. («Нам пишут наши читатели»)
Обработка корреспонденции. «Раскладка» корреспонденции. Тесты. Анкетирование.

3. Тематическое планирование элективного курса
«Основы журналистики»
(составлено с учетом рабочей программы воспитания)
Урок - это основная форма организации деятельности в общеобразовательных организациях,
но целью урока является не дать знания обучающимся, а позволить им приобрести опыт
самостоятельных проб, реализации инициатив и навыков самоорганизации. В МАОУ Гимназии 8
«Лицей им. С.П. Дягилева» Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение
знаний в объекты эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей
информацией; привлечение внимания к нравственным проблемам. Приоритетными вопросами
являются вопросы комплексной безопасности и формирования здорового образа жизни,
формирования гражданственности и историко-культурных ценностей, военно-патриотического
воспитания. В реализации этих видов и форм деятельности педагогические работники
ориентируются на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их
воспитанников:
5

1.
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой
диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их
познавательной деятельности через использование занимательных элементов, проблемного
вопроса, биография поэтов, писателей, композиторов, подготовку сообщений из рубрики «Это
интересно», «Мир вокруг нас», работу над индивидуальными и коллективными проектами.
2.
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные виды
сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией.
Выполнение лабораторных и практических работ на уроках естественного цикла, позволяет
обратить внимание школьников на важность процессов в жизни человека, выполнение проектов по
различным темам позволяет акцентировать внимание учащихся на установлении причинноследственных связей между объектами.
3.
Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют
разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету, позволяет
воспитывать любовь к Родине, науке и искусству.
4.
Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная работа,
игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке, позволяет
обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать опыт.
5.
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил
внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в группе, взаимоконтроль и
самоконтроль обучающихся.
6.
Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях,
мультимедийные презентации, онлайн - диктанты, научно-популярные передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.).
7.
Использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.
8.
Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках,
соревнованиях, научно-практических конференциях);
9.
Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики
по темам урока).

6

Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые виды
групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и воспитания
позволяет создать все условия для развития высоконравственной, творческой всесторонне
развитой личности.
Формы реализации воспитательного компонента школьного урока:
Правила кабинета. Игровая форма установки правил кабинета позволяет добиться
дисциплины на уроке, прекращения опозданий на урок, правильной организации рабочего места.
При этом у обучающихся формируются навыки самообслуживания, ответственности за командукласс, уважение к окружающим, принятие социальных норм общества.
Практикоориентированность. Включение в урок информации из актуальной повестки
(вручение Нобелевской премии, политические события, географические открытия и т. д.),
обсуждение проблем из повестки ЮНЕСКО, взаимоотношений людей через предметную
составляющую. Создание условия для применения предметных знаний на практике, в том числе и
в социально значимых делах. Такая деятельность развивает способность приобретать знания через
призму их практического применения.
Ежегодная школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»» Форма
организации научно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования
процесса обучения и профориентации. В процессе деятельности происходит развитие навыков
исследовательской работы; навыков коммуникации и саморазвития, получение позитивного опыта
общения со взрослым на основе предмета, знакомство с проектным циклом.
Шефство. Организация шефства сильных учеников в классе над более слабыми. Такая форма
работы способствует формированию коммуникативных навыков, опыта сотрудничества и
взаимопомощи.
Интерактивные формы работы с обучающимися, которые дают им возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога и учат командной работе и взаимодействию.
Тематические недели. Мероприятия, направленные на пробуждение интереса к наукам –
конкурсы, игры, викторины, брейн-ринг, мозговые штурмы, решение кейсов, создание проектов и
т.д.
10 класс
№

1.
2
3
4
5
6

Тема урока
Раздел 1. Журналистика как вид деятельности и профессия
Что такое журналистика? Понятие о СМИ. Функции СМИ
История отечественной журналистики 18-20 вв. Журналистика
Екатеринбурга.
Профессиональные качества журналиста
Урок-дискуссия «Журналистика: профессия или призвание»
Этико-правовые основы деятельности журналиста
Виды СМИ. Периодика, электронные СМИ.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
7

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Урок-дискуссия «Нужна ли цензура современным СМИ?»
Урок-дискуссия «Нужна ли цензура современным СМИ?»
Раздел 2. Культура речи журналиста
Культура устной речи журналиста
Анализ звучащей речи журналиста в телевизионном и радиоэфире
Культура письменной речи журналиста. Типы речи. Ведущие
журналисты нашего города.
Риторический канон как способ развертывания речи
Публичное выступление «Мой путь развития в журналистике»
Раздел 3. Литературное редактирование
Литературное редактирование как научная дисциплина. Общее
понятие о редактировании текста
Виды редакторского чтения
Правка текста. Виды правки. Правка-вычитка. Основные ошибки
Понятие о корректуре. Корректурные знаки
Правка-сокращение. Приемы правки
Правка-переделка. Приемы правки
Правка-обработка. Приемы правки
Работа редактора над логикой текста
Работа редактора над композицией текста
Работа редактора над текстом-описанием
Работа редактора над текстом-повествованием
Работа редактора над текстом-рассуждением
Работа редактора над цифровыми данными и определениями в тексте.
Понятие факта в журналистике
Творческая лаборатория «Проба пера»
Итоговый тест по разделу «Литературное редактирование»
Раздел 4. Текст как продукт журналистского творчества
Методы сбора информации
Структура журналистского текста. Сильные позиции текста
Творческая лаборатория «Проба пера»
Работа редакционного коллектива
Презентация индивидуального проекта
Презентация индивидуального проекта

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11 класс
№

Тема урок

Количество
часов

Раздел 1. Структура журналистского текста

1
8

1

Заголовок. Разновидности заголовка. Способы создания заголовка

1

2

Что такое лид? Виды лидов. Сочетание лида с основной частью

1

3

Основная часть. Построение текста на выбранную тему

1

4

Подпись. Псевдоним

1

5

Приемы создания образа

1

6

Раздел 2. Основные публицистические жанры

7

Характеристика публицистического стиля речи и его особенностей

1

8

Лексические особенности публицистического стиля речи

1

9

Синтаксические особенности публицистического стиля речи

1

10

1

11

Экспрессивные (выразительные) средства языка (средства
эмоциональной выразительности публицистического стиля речи)
Информационные жанры

12

Аналитические жанры

1

13

1

14

Художественно-публицистические жанры. Жанровая характеристика
газет
Заметка информационного характера

15

Критерии определения новостей. Новостная тематика СМИ

1

16

Заметка дискуссионного характера

1

17

Заметка с выводами и предложениями

1

18

Репортаж. Позиция автора

1

19

Информационный репортаж

1

20

Проблемный репортаж

1

21

Событийный репортаж

1

22

Контрольный тест по теме «Малые жанры периодической печати»

1

23

Телерепортаж. Фоторепортаж

1

24

Интервью. Строение интервью

1

25

Журналистская этика в работе над интервью.

1

26

Особенности работы над интервью в информационных
программах. Информационные программы в СМИ
Особенности работы над интервью в аналитических программах

1

Особенности работы над интервью в художественно публицистических программ . Ошибки при написании
интервью
Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной
речи
Работа с диктофоном (магнитофоном)

1

Статья как аналитический . Практико-аналитическая статья.
Полемическая статья
Отчет. Аннотация. Резензия.

1

27
28

29
30
31
32

1

1

1

1
1

1
9

33

Очерк. Портретный очерк. Проблемный очерк. Путевой очерк. Эссе

1

34

Творческая лаборатория «Проба пера».

1

10



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.